Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.»
Подготовила: Варганова Л.А. учитель начальных классов МОУСОШ № 93города Краснодара . Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины; -формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; -формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами и синонимами; -учить выражать в слове свои впечатления, представления; -умения воспринимать авторское видение мира ,его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов. Ход урока. I.Актуализация. -Сегодня у нас необычный урок .Состоится мастер – класс по теме: « Обучение сочинению по картине.» ( Обращение к учителям и ученикам.) -Работа над сочинением вызывает достаточно затруднений, тем более по произведениям живописи, данная проблема актуальна. Сочинение по картине в начальной школе – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления , воображения, эстетического вкуса. Важно не только помочь учащимся составить и записать сочинение, но и позаботиться о эмоциональном воздействии на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать её содержание. Чтобы решать эти задачи обучению сочинению по картинам можно выделить несколько основных этапов I Этап . Подготовка учащихся к сочинению : ( Обращение к учителям и ученикам.) - Такая работа проводится в течении 7 – 10 дней, до написания сочинения. Она предполагает содержательную и языковую подготовку к сочинению: Включает в себя: 1.Свободный диктант.( «Приход весны»,» «Грачи прилетели».) 2.Сочинение – миниатюра: а) «Весеннее утро.» Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, вьётся песня, чувствуешь дыхание. б) «Приметы весны.» Опорные слова: весна - наступила, пришла; весёлая, тёплая, солнечная; согробы_осели ,почернели, растаяли;большие,рыхлые; ручей –бежит, журчит, звенит;быстрый,проворный;берёза-набухли ,появились,показались;почки. 3.Творческое изложение: « Начало весны .» Пришла долгожданная красавица-весна. Природа просыпается после длинного сна , хотя ещё лежит снег на земле. С юга потянуло тёплым ветром. Небо стало по – весеннему голубое. День наполняется чудным светом. Солнце улыбается природе. Деревья купаются в его лучах. Сугробы осели, почернели, видны уже проталинки. А вот и первые гости пожаловали ! Грачи открывают весну. Они суетятся, хлопочут, спешат соорудить гнёзда на берёзах. Булькает вода в проталинах. Скоро побегут ручейки. Радостно ,молодо и на земле , и на небе , и в сердце человека. 4. Выборочный диктант ( глаголы, прилагательные , пары слов ). 5. Экскурсия. ( Обращение к учителям и ученикам.) -Обратить внимание на краски природы, цвет весеннего неба, воды, весенних деревьев, которых ещё не коснулась зелень. 6. Использование «корреспондентского блокнота»-для записи учащимися своих впечатлений и полученной информиции. ( Обращение к учителям и ученикам.) -Каждый листок блокнота служит для записей по определённой микротеме сочинения: - опорные слова; -загадки; -пословицы, приметы; - данные о жизни и творчестве художника; -подбор языковых средств. I I Этап.Урок обучающего сочинения. 1.Введение уч-ся в определённую речевую ситуацию:тема,задачи урока. ( Обращение к учителям и ученикам.) - В начале урока я говорила , что мы будем писать сочинение. - О чём узнаете из стихотворения : ……недаром злится, Прошла её пора – ……. в окно стучится И гонит со двора. - О каком времени года говорится? Отгадайте загадку : Дует тёплый южный ветер Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Когда это бывает? ( в марте) - Правильно , так о чём мы будем писать сочинение? ( Мы будем учится писать сочинение по картине и поможет нам в этом полотно Аркадия Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». - на уроке, мы познакомимся с творчеством художника , с историей создания картины; -будем формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; -формировать умения отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами; - учить выражать в слове свои впечатления , представления. 2.Подготовка уч-ся к восприятию картины: (знакомство уч-ся с определённым временем ,проведение беседы о художнике) - На уроках изобразительного искусства мы говорили о картинах с изображением природы. -Как вы называете такие картины? ( пейзажи) -Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали нашу скромную, исполненной тихой прелести русскую природу. Сообщения детей. 1. А.К.Саврасов был одним из основоположником русской пейзажной живописи. В 1850 г. он закончил училище живописи, ваяния и зодчества. Получил звание художника. В 1854 г. присвоено почётное звание академика живописи. 2.В 1871 г. создал одну из лучших своих работ « Грачи прилетели». Ещё до прихода весны расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда был ему по душе этот старинный русский город. Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, зима ещё властвовала. Взяв с собой ящик с красками и холстами, одевшись по теплее , поехал в деревню , навстречу весне. 3. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Саврасов по долгу стоял у окошка, смотрел на убогие , занесённые снегом избы, долго присматривался и прислушивался, но весны не чувствовал. Но она пришла неожиданно, сразу. Однажды утром разбудил художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и улыбнулся: небо - голубое, робкий луч солнца проложил по снегу глубокие тени. 4.Схватив палитру, так и не захлопнув окно , художник стал рисовать. - Грачи прилетели!!! Грачи прилетели!!! - напевал он, набрасывая на холсте деревья, избы, церквушки. Вчера было всё кругом печальным и хмурым, а теперь …..Пришла весна!!! 3.Рассматривание картины(первичное). ( Обращение к учителям и ученикам.) -Это очень важная часть урока, именно в те минуты , когда дети внимательно всматриваются в картину ,стараются её понять . Воздействуют на чувства , дают толчок воображению. -Обращение к детям. Рассмотри те картину в целом , проникните её настроением. 4.Беседа по содержанию картины: ( Обращение к учителям и ученикам.) - Это упражнения на развитие речи , предполагающие диалог между учителем и учащимися по вопросам направленным на восприятии понимании картины, на осознании особенностей и творчества художника. Вопросы подводят к пониманию сюжета и идеи картины. -Произведения искусства , прежде воздействуют на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо отталкиваться от эмоционального настроения , вызванного рассматриванием картины. Обращение к детям. - Какое настроение у вас возникло от увиденного? Выбери: Грустное печальное радостное волнение Тревога восторг испуг удивление Восхищение интерес торжество беспокойство ! – Объясните свой выбор. ( Обращение к учителям и ученикам.) -Обычно в активном словаре учащихся мало слов для выражения различных эмоциональных состояний и их оттенков. Для обогащения словаря учитель готовит карточки с названием чувств и настроений. - На своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы – это лирическое переживание , увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее. Обращение к детям. -Перечислите всё то что вы видите на картине. -Можно ли назвать этот пейзаж красивым?(Простой, непритязательный , но очень задушевный, навевающий грусть.) -Какой образ главный на картине?(Весенняя природа, грачиные гнёзда, деревья с грачами.) -Как художник показал приближение весны?( На полях растаял снег, появились проталины, но нет ещё яркого солнца , небесная лазурь затянула небо.) -Перечислите все оттенки цветов ,которые преобладают? ( жёлто – голубые, серовато – коричневые, желтовато – бурые, голубые, голубовато – серые.) ( Обращение к учителям и ученикам.) - Художник строит общий светлый и колорит картины на приглушённых сопоставлений чуть – холодноватых оттенков. Такие переходы придают жизненность , правдивость. Обращение к ученикам. -Что сразу задерживает взгляд зрителя? - Что вы видите на ближайшем плане , на заднем плане? -И деревню ,и поля художник выписывает не очень хорошо . Почему? 5. Определение особенности композиции( микротемы). - грачи; -берёзы с грачиными гнёздами; -снег; -небо; -вода; -церковь,сельские дома; -простор,поля; -Что вы ощущаете глядя на картину? - Какие звуки можем услышать? 6.Сравнение впечатлений полученных от картины и от музыкального произведения. ( П.И,Чайковский «Времена года.») -Что вы представляете ,когда слушаете музыку? -Что общего между впечатлениями? 7. Лексико – орфографическая работа. (тип текста,стиль) - Подбор изобразительных средств к микротемам. -работа со словами – антонимами: карточка 1. Описать гречей: Мирные – драчливые Радостные – печальные Спокойные – крикливые Шумные – смирные Спокойные – суетливые Счастливые – грустные Беспечные – трудолюбивые - Редактирование текста . карточка 2. (какие слова не подходят к содержанию картины ,замените эти слова антонимами) Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками.Чистая вода стекает в пруд. - работа с синонимами: (назовите только те словосочетания , где глаголы будут употребляться в переносном значении) *талый ( снег,вода) *тёплый (ветерок, лучик) *приходит( весна, гость) *улыбается(мама,солнышко) *поёт ( весна,артист) *дышит(человек,земля) *течёт (ручей, время) - работа над началом текста • На берёзах радостно галдят , суетятся грачи. • Тает грязный снег. • Картина «Грачи прилетели»рассказывает о прекрасной поре в жизни природы. • На фоне неба выделяется стройный силуэт сельской церквушки. • Смотрю на картину и ощущаю запах весны ,слышу звуки. -работа над деформированным текстом • Снег, уже, грязным , вот , сделался. • Тёплые , солнышка , землю , лучи , греют . • Талая , наполнила ,пруд , вода , небольшой . -правописание слов: ( на доске ) Здесь , справа , слева . рядом , вблизи , вдали , вверху. - буква заблудилась: Прил…тели , радос…ная , гр…чи , СП…шат . ц…рквушка, х…лопочут , тр…пещут блики 8.Составление плана , совместно с учителем . 1)Художник и его картина . 2) Грачи – главные герои . 3) Пробуждение весны. 4)Отношение к картине. 9. Устный пересказ отдельных частей. ( Обращение к учителям и ученикам.) - Учитель выслушивает несколько вариантов. 10. Написание . 11. Самопроверка . III Этап. Проверка сочинений и анализ учителем . Список использованной литературы. 1. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах – Тула: ООО «Издательство Родничок», 2004. -220 с. – серия «Библиотека учителя» 2. Соловейчик М.С, Жедек П.С., Светловская Н.Н. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академии», 1998. - 384 с. 3. Соловейчик М.С, Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академии», 1997. -256 с. Авторские права: Варганова Л.А. учитель начальных классов МОУСОШ№93 города Краснодара Пожалуйста, оцените конспект - Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
11610 |
Конспект прислал: varganova.liliya 19 октября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||