"); Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.» » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.»


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.»


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.»
Подготовила: Варганова Л.А. учитель начальных классов МОУСОШ № 93города Краснодара .

Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;
-формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
-формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами и синонимами;
-учить выражать в слове свои впечатления, представления;
-умения воспринимать авторское видение мира ,его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.




Ход урока.

I.Актуализация.
-Сегодня у нас необычный урок .Состоится мастер – класс по теме: « Обучение сочинению по картине.»
( Обращение к учителям и ученикам.)
-Работа над сочинением вызывает достаточно затруднений, тем более по произведениям живописи, данная проблема актуальна.
Сочинение по картине в начальной школе – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика.
Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления , воображения, эстетического вкуса.
Важно не только помочь учащимся составить и записать сочинение, но и позаботиться о эмоциональном воздействии на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать её содержание.
Чтобы решать эти задачи обучению сочинению по картинам можно выделить несколько основных этапов
I Этап . Подготовка учащихся к сочинению :

( Обращение к учителям и ученикам.)
- Такая работа проводится в течении 7 – 10 дней, до написания сочинения. Она предполагает содержательную и языковую подготовку к сочинению:

Включает в себя:

1.Свободный диктант.( «Приход весны»,» «Грачи прилетели».)
2.Сочинение – миниатюра:
а) «Весеннее утро.»
Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, вьётся песня, чувствуешь дыхание.
б) «Приметы весны.»
Опорные слова: весна - наступила, пришла; весёлая, тёплая, солнечная; согробы_осели ,почернели, растаяли;большие,рыхлые;
ручей –бежит, журчит, звенит;быстрый,проворный;берёза-набухли ,появились,показались;почки.

3.Творческое изложение: « Начало весны .»
Пришла долгожданная красавица-весна. Природа просыпается после длинного сна , хотя ещё лежит снег на земле.
С юга потянуло тёплым ветром. Небо стало по – весеннему голубое. День наполняется чудным светом. Солнце улыбается природе. Деревья купаются в его лучах. Сугробы осели, почернели, видны уже проталинки. А вот и первые гости пожаловали ! Грачи открывают весну. Они суетятся, хлопочут, спешат соорудить гнёзда на берёзах. Булькает вода в проталинах. Скоро побегут ручейки.
Радостно ,молодо и на земле , и на небе , и в сердце человека.

4. Выборочный диктант ( глаголы, прилагательные , пары слов ).
5. Экскурсия.
( Обращение к учителям и ученикам.)
-Обратить внимание на краски природы, цвет весеннего неба, воды, весенних деревьев, которых ещё не коснулась зелень.

6. Использование «корреспондентского блокнота»-для записи учащимися своих впечатлений и полученной информиции.
( Обращение к учителям и ученикам.)
-Каждый листок блокнота служит для записей по определённой микротеме сочинения:
- опорные слова;
-загадки;
-пословицы, приметы;
- данные о жизни и творчестве художника;
-подбор языковых средств.



I I Этап.Урок обучающего сочинения.

1.Введение уч-ся в определённую речевую ситуацию:тема,задачи урока.

( Обращение к учителям и ученикам.)
- В начале урока я говорила , что мы будем писать сочинение.
- О чём узнаете из стихотворения :
……недаром злится,
Прошла её пора –
……. в окно стучится
И гонит со двора.

- О каком времени года говорится?

Отгадайте загадку :
Дует тёплый южный ветер
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Когда это бывает? ( в марте)

- Правильно , так о чём мы будем писать сочинение?
( Мы будем учится писать сочинение по картине и поможет нам в этом полотно Аркадия Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
- на уроке, мы познакомимся с творчеством художника , с историей создания картины;
-будем формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
-формировать умения отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами;
- учить выражать в слове свои впечатления , представления.

2.Подготовка уч-ся к восприятию картины:
(знакомство уч-ся с определённым временем ,проведение беседы о художнике)

- На уроках изобразительного искусства мы говорили о картинах с изображением природы.
-Как вы называете такие картины? ( пейзажи)
-Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали нашу скромную, исполненной тихой прелести русскую природу.

Сообщения детей.
1. А.К.Саврасов был одним из основоположником русской пейзажной живописи. В 1850 г. он закончил училище живописи, ваяния и зодчества. Получил звание художника. В 1854 г. присвоено почётное звание академика живописи.
2.В 1871 г. создал одну из лучших своих работ « Грачи прилетели». Ещё до прихода весны расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда был ему по душе этот старинный русский город.
Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, зима ещё властвовала. Взяв с собой ящик с красками и холстами, одевшись по теплее , поехал в деревню , навстречу весне.
3. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Саврасов по долгу стоял у окошка, смотрел на убогие , занесённые снегом избы, долго присматривался и прислушивался,
но весны не чувствовал. Но она пришла неожиданно, сразу.
Однажды утром разбудил художника неугомонные птичьи крики.
Он глянул в окошко и улыбнулся: небо - голубое, робкий луч солнца проложил по снегу глубокие тени.
4.Схватив палитру, так и не захлопнув окно , художник стал рисовать.
- Грачи прилетели!!! Грачи прилетели!!! - напевал он, набрасывая на холсте деревья, избы, церквушки. Вчера было всё кругом печальным и хмурым, а теперь …..Пришла весна!!!

3.Рассматривание картины(первичное).
( Обращение к учителям и ученикам.)
-Это очень важная часть урока, именно в те минуты , когда дети внимательно всматриваются в картину ,стараются её понять . Воздействуют на чувства , дают толчок воображению.

-Обращение к детям.
Рассмотри те картину в целом , проникните её настроением.

4.Беседа по содержанию картины:
( Обращение к учителям и ученикам.)
- Это упражнения на развитие речи , предполагающие диалог между учителем и учащимися по вопросам направленным на восприятии понимании картины, на осознании особенностей и творчества художника. Вопросы подводят к пониманию сюжета и идеи картины.
-Произведения искусства , прежде воздействуют на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо отталкиваться от эмоционального настроения , вызванного рассматриванием картины.
Обращение к детям.
- Какое настроение у вас возникло от увиденного?
Выбери:
Грустное печальное радостное волнение
Тревога восторг испуг удивление
Восхищение интерес торжество беспокойство
! – Объясните свой выбор.
( Обращение к учителям и ученикам.)
-Обычно в активном словаре учащихся мало слов для выражения различных эмоциональных состояний и их оттенков. Для обогащения словаря учитель готовит карточки с названием чувств и настроений.

- На своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы – это лирическое переживание , увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее.



Обращение к детям.

-Перечислите всё то что вы видите на картине.
-Можно ли назвать этот пейзаж красивым?(Простой, непритязательный , но очень задушевный, навевающий грусть.)
-Какой образ главный на картине?(Весенняя природа, грачиные гнёзда, деревья с грачами.)
-Как художник показал приближение весны?( На полях растаял снег, появились проталины, но нет ещё яркого солнца , небесная лазурь затянула небо.)
-Перечислите все оттенки цветов ,которые преобладают? ( жёлто – голубые, серовато – коричневые, желтовато – бурые, голубые, голубовато – серые.)
( Обращение к учителям и ученикам.)

- Художник строит общий светлый и колорит картины на приглушённых сопоставлений чуть – холодноватых оттенков.
Такие переходы придают жизненность , правдивость.
Обращение к ученикам.

-Что сразу задерживает взгляд зрителя?
- Что вы видите на ближайшем плане , на заднем плане?
-И деревню ,и поля художник выписывает не очень хорошо . Почему?

5. Определение особенности композиции( микротемы).
- грачи;
-берёзы с грачиными гнёздами;
-снег;
-небо;
-вода;
-церковь,сельские дома;
-простор,поля;

-Что вы ощущаете глядя на картину?
- Какие звуки можем услышать?
6.Сравнение впечатлений полученных от картины и от музыкального произведения.

( П.И,Чайковский «Времена года.»)
-Что вы представляете ,когда слушаете музыку?
-Что общего между впечатлениями?

7. Лексико – орфографическая работа.
(тип текста,стиль)

- Подбор изобразительных средств к микротемам.

-работа со словами – антонимами:

карточка 1.
Описать гречей:
Мирные – драчливые
Радостные – печальные
Спокойные – крикливые
Шумные – смирные
Спокойные – суетливые
Счастливые – грустные
Беспечные – трудолюбивые


- Редактирование текста .

карточка 2.

(какие слова не подходят к содержанию картины ,замените эти слова антонимами)

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками.Чистая вода стекает в пруд.




- работа с синонимами:
(назовите только те словосочетания , где глаголы будут употребляться в переносном значении)

*талый ( снег,вода)
*тёплый (ветерок, лучик)
*приходит( весна, гость)
*улыбается(мама,солнышко)
*поёт ( весна,артист)
*дышит(человек,земля)
*течёт (ручей, время)


- работа над началом текста

• На берёзах радостно галдят , суетятся грачи.
• Тает грязный снег.
• Картина «Грачи прилетели»рассказывает о прекрасной поре в жизни природы.
• На фоне неба выделяется стройный силуэт сельской церквушки.
• Смотрю на картину и ощущаю запах весны ,слышу звуки.


-работа над деформированным текстом

• Снег, уже, грязным , вот , сделался.
• Тёплые , солнышка , землю , лучи , греют .
• Талая , наполнила ,пруд , вода , небольшой .


-правописание слов:

( на доске )
Здесь , справа , слева . рядом , вблизи , вдали , вверху.




- буква заблудилась:

Прил…тели , радос…ная , гр…чи , СП…шат . ц…рквушка, х…лопочут , тр…пещут блики


8.Составление плана , совместно с учителем .

1)Художник и его картина .
2) Грачи – главные герои .
3) Пробуждение весны.
4)Отношение к картине.

9. Устный пересказ отдельных частей.
( Обращение к учителям и ученикам.)
- Учитель выслушивает несколько вариантов.

10. Написание .

11. Самопроверка .

III Этап. Проверка сочинений и анализ учителем .



Список использованной литературы.
1. Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах – Тула: ООО «Издательство Родничок», 2004. -220 с. – серия «Библиотека учителя» 2. Соловейчик М.С, Жедек П.С., Светловская Н.Н. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академии», 1998. - 384 с. 3. Соловейчик М.С, Кубасова О.В., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академии», 1997. -256 с.


Авторские права: Варганова Л.А. учитель начальных классов МОУСОШ№93 города Краснодара


Пожалуйста, оцените конспект - Мастер класс по русскому языку на тему: Обучение сочинению по картине А.К.Саврасова « Грачи прилетели.»:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Урок по изобразительному искусству: "Цветовые системы на уроках изобразите ...
  • Сценарий праздника о профессиях. Презентация профессии художника
  • Конспект урока по русскому языку, 3 класспо теме:"Сочинение по картине И.И ...
  • Конспект урока: "сочинение -описание по картине, Ф.А.Васильева "Оттепель ...
  • Конспект урока русского языка. Развитие речи. Сочинение по материалам экску ...
  • Конспект урока русского языка:"Сочинение по картине И.Э. Грабаря "февраль ...
  • Конспект урока ИЗО :"Весна. Прилёт птиц.", 2 класс
  • Конспект обобщающего урока чтения по теме "Весна идет, весне дорогу!" в 3 ...
  • Конспект урока русского языка:"Сочинение по картине В.Г.Перова "Тройка".
  • Конспект урока по технологии в 4 классе по теме "Птички на ветке"


  • 14716
    Конспект прислал: varganova.liliya 19 октября 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата