Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Исследовательская работа "Загадки" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Исследовательская работа "Загадки" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
МОУ Новониколаевская СОШ
Барабинского района Новосибирской области Выполнила: Колотова Юлия Сергеевна, учащаяся 4 класса Руководитель: Скосырская Ольга Иосифовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории с. Новониколаевка 2009 Содержание I Введение ……………………………………………………………… 3 II Основная часть……………………………………………………….. 5 1. Из истории возникновения загадок…………………………………5 2. Классификация загадок…………………………………………….. 6 3. Средства создания образа в загадке:……………………………..... 6 А) Метафора или аллегория…………………………………………..... 6 Б) Олицетворение……………………………………………………….. 7 В) Сравнение…………………………………………………………….. 7 Г) Отрицательное сравнение…………………………………………… 7 Д) Отрицание свойств, признаков, качеств предмета……………........ 8 Е) Звукоподражание…………………………………………………….. 8 4. Описание одного и того же предмета по-разному………………... 8 5. Загадки в нашей жизни…………………………………………….. 9 III Заключение ………………………………………………………… 12 Литература …………………………………………………………….. 13 I Введение Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. Отгадывание загадки предпола-гает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отга-дываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отга-дать загадку и т. д. Я предположила, что хотя загадку и называют одним из малых жанров русского фольклора, это очень емкое, глубокое литературное произведение, неисчерпае-мый источник мудрости, богатства идей. Это тот жанр, который необходимо изучать. Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования «Загадка - жем-чужина народной мудрости» Цель нашей работы: исследовать и понять тайный условный язык загадки. Задачи: 1. Изучить средства создания образа в художественных текстах. 2. Формировать умение использовать сравнение и метафору в собственной речи и при сочинении загадок. 3. Проанализировать при помощи теста умение ребят разгадывать загадки народные и литературные. 4. Составить сборник загадок для уроков русского языка. 5. Изготовить книжки – малышки с загадками для детей детского сада. 6. Подготовить представление кукольного спектакля «В гостях у бабушки «Загадки» для малышей детского сада. Методы исследования: - анализ справочной и энциклопедической литературы, - обобщение и систематизация изученного материала; - тестирование; - сочинение загадок, - постановка кукольного спектакля. План I Введение II Основная часть 1. Из истории возникновения загадок. 2. Классификация загадок. 3. Средства создания образа в загадке: А) метафора, Б) сравнение, В) олицетворение, Г) аллегории, Д) отрицание свойств, признаков, качеств предмета Е) звукоподражание. 4. Описание одного и того же предмета по-разному 5. Загадки в нашей жизни. III Заключение II Основная часть 1. Из истории возникновения загадок Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Ари-стотель подметил, что «загадка – хорошо составленная метафора» Ученые предполагают, что появление загадок связано с целой системой запретов, существовавших для древнего человека. Существовали, например, охотничьи запреты, основанные на уверенности, что животные понимают язык человека и могут помешать успешной охоте. Уходя на промы-сел, наши далекие предки не говорили о своих намерениях; не называли зверей и орудий охоты, заменяя их иносказаниями. Русские народные сказки сохранили в своем тексте загадки, задаваемые их персо-нажами друг другу. Эти загадки дают нам представление о форме самых древних загадок, созданных, быть может, еще в те времена, когда не было письменности. Так, в сказке «Ца-ревна, разрешающая загадки» Иван – дурак, приехавший с благословения отца жениться на принцессе, задает ей такую загадку: «Ехал я к вам, на дороге вижу зло, взял его да злом и ударил, зло от зла и умерло». (По дороге во дворец Иван повстречался со змеей и зако-лол ее копьем). В сказке «Дочь-семилетка» мудрая дочь бедняка разгадывает загадки ца-ря: «Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее?» (Быстрее и сильнее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете). Голубой платок, красный колобок, По платку катается, людям усмехается. (небо и солнце) Барыня во дворе, а рукава в избе. (солнце) Красная девушка по небу ходит. (солнце) – в этих загадках используется олицетворение. Летом греет, зимой холодит. (солнце) – в загадке указано действие, производимое солнцем. 5. Загадки в нашей жизни Загадки мы часто используем на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, на внеклассных занятиях. В связи с этим мы собрали загадки с орфограммами, ко-торые изучаются в начальной школе. (Приложение №1) В январе мы провели мастер – класс «Сочини и отгадай». На этом занятии мы рас-смотрели, как построены загадки и попытались сочинить их сами. Вот что у нас получи-лось. Кто дает нам молоко, а не корова? (Коза) По небу летает, за собою след оставляет. (Самолет) Трашкова Марина, 4 класс По небу плывет, как заплачет дождь пойдет. (Облако) Сама вертится и детям на радость. (Карусель) Стоит дом и руками машет. (Мельница) Колотова Юлия, 4 класс С неба падает, стекла разбивает. (Град) Еду по палкам, вожу много угля. (Поезд) На доме гвоздь висит, дождем бежит. (Сосулька) Болдырев Дмитрий, 2 класс Висит апельсин, дотронешься – обожжет. (Солнце) Власов Алексей, 4 класс В феврале мы провели классный час «По дорогам войны», посвященный подвигу народа во время войны. На нем мы познакомились с загадками, сочиненными в военные годы. Сокол, не сокол – летает высоко, не клювом, а бьет, не когтями, а достает. (Самолет – истребитель) Летит лается – упал – рассыпается. (Снаряд) Без крыльев летает, без зубов кусает. (Пуля) Ростом невеличка, не зверь, не птичка, землю роет, жилье строит. (Сапёрная лопат-ка) Перевернутый котелок человека защитить помог. (Каска) Стальной великан ползет, врагам смерть несет. (Танк) Пасть поднимет, огонь метнет, всех фашистов перебьет. (Пушка) Не птицы, а крыльями машут, немые, а ведут разговор. (Сигнальные флажки) Глазами не увидишь, Руками не возьмешь, А без него в атаку не пойдешь. (Ура!) Верного друга скрутил я туго, да связал еще и – к себе на плечо. (Шинель – скатка) Своих глаз нет, а врага видеть помогает. (Бинокль) На машине катается, внезапно появляется, Больно кусается, женским именем называется. («Катюша») И воды просит, и ленты носит, и фашистов косит. (Пулемет) На уроках труда учащиеся нашего класса изготовили книжки - малышки для дет-ского сада. (Приложение №2) Ребята приходили к нам в гости. Мы показали им кукольный спектакль «В гостях у бабушки «Загадки» (Приложение №3) Сценарий кукольного спектакля Вместе с учителем мы провели тестирование для того, чтобы проследить какие за-гадки, народные или литературные, более знакомы учащимся разного возраста. (Приложение №4) Загадки разгадывали учащиеся 2 - 4 классов и 5 -7 классов. Результа-ты показывают, что учащиеся лучше отгадывают литературные загадки, а народные вы-зывают у них затруднение. Видимо потому, что литературные загадки чаще встречаются в учебной литературе и периодической печати. А изучению фольклора уделяется меньше внимания. Недавно я обнаружила, что кондитерская фабрика «Сибирь» города Нижнеудинска выпускает серию конфет, на фантиках которых печатает загадки, рассказывает об истори-ческих фактах и событиях. Я считаю, что это очень хорошо: съел конфетку и узнал что-то новое или отгадал загадку. (Приложение №5) III Заключение В своей работе я попыталась исследовать и понять тайный условный язык загадки. Рассмотрев сборники загадок, составленные собирателями фольклора, обратила внимание на то, что загадки классифицируются по темам. Изучая загадки, я узнала значение многих слов, которые редко или совсем не употребляются в современной речи. (Приложение №6) В результате исследования мы изучили средства создания образа в загадках. Учились использовать сравнение и метафору при сочинении загадок. При помощи теста проанали-зировали умение ребят разгадывать загадки народные и литературные. Собрали интересный материал, который можно использовать на уроках и во внекласс-ной работе. Мы пришли к выводу, что это на самом деле очень важный литературный жанр. Загад-ка помогает человеку узнать много нового из истории своего народа. А историю своей страны и своего народа надо знать. Ведь «преданья старины» забывать мы не должны. Презентация Литература 1. Аникин В.П. сост. «Русские народные сказки» «Правда», 1987. 2. Джежелей О.В. «Аз, буки – потом и науки» М.: Дрофа, 1996. -224 с. 3. Круглов Ю.Г. сост. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» - М.: Про-свещение, 1990. – 335 с. 4. Морохин В.Н. сост. «Малые жанры русского фольклора» - М. «Высшая школа», 1986. – 350 с. 5. Новиков В.И. сост. «Энциклопедический словарь юного литературоведа» - М.: Пе-дагогика, 1987. – 416 с. Приложение №4 Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №5 Приложение №6 Загадка Ответ 1 Утка ныряла, ныряла и хвост потеряла. 2 Два арапа – родные брата, ростом по колено, везде с нами гуляют. 3 Стоит старик над водой, качает бородой. 4 Звал меня царь, звал меня государь к ужину, к обеду: «Я человек не такой, по земле не хожу, на небо не гляжу, звезд не считаю. Людей не знаю» 5 Ноги тонки, бока звонки, а хвост – закорючкой. 6 Зеленый теленочек привязан веревочкой, лежит на боку и толстеет. 7 Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. 8 Сидит Пахом на коне верхом, книги читает, а грамоты не знает. 9 Сено день и ночь жует, много молока дает. 10 Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а друг. 11 Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. 12 Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой. 13 Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья, мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. Пожалуйста, оцените конспект - Исследовательская работа "Загадки": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6827 |
Конспект прислал: klad 14 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||