Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Авторская разработка проведения Недели русского языка в начальной школе |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Авторская разработка проведения Недели русского языка в начальной школе |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Сценарий ОТКРЫТИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель: воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову; развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты, портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, М.Горького; слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика; карточки со словами для задания №1 для 1-2 кл.; карточки для задания №2 «Грамматическая арифметика» для 1-2 кл. ребусы; карточки со знаками препинания; грамматические билеты, на которых написаны ответы для интеллектуальной игры для 3-4 классов; медальки «Знатоку русского языка»; заготовки для чистописания по классам; буквы для коллажа; Ход мероприятия. ( Каждому входящему ученику 3-4 кл. выдаётся грамматический билет. На нём написаны ответы для интеллектуальной игры, которая будет проходить в конце мероприятия). Ведущий - Здравствуйте, ребята! - Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале. ( уч-ся читают на передней части стенки запись) «Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе». - Правильно. С сегодняшнего дня у нас в гимназии будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка. (зачитать программу) - Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым. - Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую. - В 1 части мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать. - А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи. - Итак, начинаем! Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»): Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы): Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою порой. Но, как родной. Люблю язык я русский, Он нужен мне, как небо, Каждый миг. На нем живые, трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык - я онемею. Утратив русский, - стану я глухой. Ведущий - Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. - В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». - В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..». - Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!». - Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай. ( Разыгрывание сценки) (На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация.) Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом. Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя). Федя. Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? Федя. Федя. Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. Федя. Давайте ваше предложение и запятую. ( предложение написано на доске) Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит. - Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам бы смог- то новые Придумать имена? - Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный! Ведущий. - Вот какой был ленивый Лежебокин. - Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин. - И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного. - Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. -На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй. Задания для уч-ся 1-2 классов Задание 1. Игра «Слово в слове» ) Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти в этих словах спрятанные слова. Кобра (кора), краска (каска, краса), скот (кот), корм (ком), кочки (очки), Кустарник ( куст, тир, наст), кисель (ель, сел), кров ( ров, вор), крапива(ива, рак), крот( кот, рот, ток), клён (лён), экран (кран). Задание 2. Грамматическая арифметика. Череп-еп+ё+муха= (черёмуха) Чистый-ый+0 +тел= (чистотел) Часть-ь+ушко-о+а= (частушка) Кепка-ка+рис=(плод) Сало-л=(насекомое) Задание 3. Разгадывание ребусов. Задания для уч-ся 3-4 классов - Предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру. Я вам буду задавать вопросы, а ответы будете находить на своих билетах. Проявите свои знания и смекалку. За каждый правильный ответ получаете медальку «Знатоку русского языка». Вопросы для уч-ся 3-4 классов. Примечание: (вопросы можно сократить) 1. Что такое подлежащее? ( это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?) 2. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные) 3. Какие слова называются однокоренными? ( слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний) 4. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? ( 1 гласный звук ) 5. Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится) 6. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное) 7. Как переносится слово с буквами Ь и Й? ( при переносе слова их нельзя отделять от сто¬ящей впереди буквы: пись-мо, строй- ка). 8. Слова, которые обозначают признак предмета и от¬вечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? ( имена прилагательные) 9. Назовите главные члены предложения. ( подлежащее, сказуемое) 10. Что такое корень слова? ( это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение) 11. Что такое сказуемое? ( член предложения, который обозначает, что го¬ворится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.) 12. Для чего служат окончания и предлоги? (для связи слов в предложении) 13. Что такое приставка? (это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: например – пригород) 14. Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы) 15. Из чего состоит наша речь? ( из предложений, а предложения — из слов) 16. Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? ( восклицательное: например: (Ура!)) 17. Что такое окончание? ( это изменяемая часть сло¬ва. Например: парта — парты.) 18. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково). 19. Как определить, сколько слогов в слове? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников) 20. Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах? ( нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава- травы) 21. Что такое суффикс? ( это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) 22. Какие из парных согласных звуков являются глухими? ( П,Ф, К, Т, Ш, С.) 23. Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выража¬ют законченную мысль) 24. Как пишутся предлоги с другими словами в пред¬ложении? ( раздельно). 25. Для чего служат предлоги? ( для связи слов в предложении) 26. Какие из парных согласных звуков являются звонки¬ми? ( Б, В, Г, Д, Ж, 3) 27. Что изучает Фонетика?( раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги) 28. Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? ( И, А, У) 29. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? ( приставка. Например: придорожный) 30. Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?). 31. Назовите гласные, которые придают мягкость согласным ? ( Е, Ё, И, Ю, Я. Например: ветер, мята, люди.) 32. Как найти в слове приставку? (нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: Например: поговорка — говор, договор) 33. Какое предложение называется восклицательным? ( предложение, которое произносится с сильным чувством.) 34. Что такое имя прилагательное? ( это часть речи, которая отвечает на вопросы: Ка¬кой? Какая? Какое? Какие?) 35. Как проверить слова с двумя безударными гласны¬ми в корне? ( двумя проверочными словами: например: колос, колосья — колосок) 36. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение? ( корень слова) 37. Что изучает Графика? (раздел науки о письме, который изучает все те особые знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: это буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания) 38. В каких случаях пишется твердый знак? ( после приставок, которые оканчиваются на со¬гласную букву, перед корнем, который начинается с глас¬ных Е, Ё, Ю, Я: Например: въехали) 39. Какие вопросы имеет родительный падеж? ( Кого? Чего?) 40. Какой род имеют имена существительные, к кото¬рым можно поставить слова «он», «мой»? ( мужской род: Например: дом, сад) 41. Ь знак пишется после шипящих у существительных мужского или женского рода? ( у существительное женского рода. Например: дочь, ночь) 42. Что изучает орфография? ( раздел науки о языке, который изучает правописание, то есть систему правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний) 43. Что такое местоимение? ( это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает: я, ты, он, они, вы и т.д.) 44. Как отличить приставку от предлога? ( между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или поставить вопрос: Летел (над чем?) над облаками) 45. Какие вопросы имеет творительный падеж? ( Кем? Чем?) 46. Как называется изменение окончаний имен суще¬ствительных по вопросам? ( изменение по падежам или склонение.) 47. Как называются слова, которые обозначают количе¬ство предметов или порядок предметов при счете? ( имена числительные, они отвечают на вопросы: Сколько? Который?) 48. Какие звуки в некоторых корнях слов не произно¬сятся, а буквы пишутся? (В, Д, Л, Т. Например: чувство, солнце, праздник.) 49. Какой род имеют имена существительные, к кото¬рым можно поставить слова «она», «моя»? ( женский род: кошка, ручка) 50. На какие вопросы отвечают глаголы в неопреде¬ленной форме? ( Что делать? Что сделать?) 51. Что изучает раздел в русском языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? (Раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов, то есть из каких частей они состоят) 52. Что изучает МОРФОЛОГИЯ? (раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи) 53. Какие вопросы имеет дательный падеж? ( Кому? Чему?) 54. Что изучает синтаксис? (раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении) 55. Какая частица придает глаголу отрицательный смысл и как она пишется с глаголами? ( частица не, пишется раздельно). 56. Какие имена существительные отвечают на вопрос «Кто?»? ( которые обозначают одушевленные предметы — людей, животных и т.д.) 57. Какие вопросы имеет предложный падеж? ( О ком? О чем?) 58. На какой вопрос отвечают прилагательные средне¬го рода и какие имеют окончания в единственном числе? (Какое? Окончания -ое, -ее.) 59. Что изучает пунктуация? ( все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте) 60. Какой род имеют имена существительные, к кото¬рым можно поставить слова «оно», «моё»? ( средний род: перо, дерево.) 61. Какие вопросы имеет именительный падеж? ( Кто? Что?) 62. Какая часть речи членом предложения не является? (предлог не является членом предложения. Он употребляется вместе с существи-¬ тельными или местоимениями и служит для связи слов в предложении. Например: Кошка спит на коврике.) 63. Какие имеет части текст-повествование? (начало, основная часть, концовка) 64. На какой вопрос отвечают прилагательные женско¬го рода в единственном числе и какие имеют окончания? ( Какая? Окончания -ая, -яя.) 65. Сколько грамматических основ имеет простое предложение? (одну грамматическую основу) 66. Какое слово помощник имеет винительный падеж и на какие вопросы отвечает? (слово-помощник – ВИЖУ и отвечает на вопросы - Кого? Что?) 67. Сказуемое нужно подчёркивать одной или двумя чертами? ( двумя чертами) 68. На какие вопросы отвечает глагол в прошедшем времени? ( Что делал? Что сделал? Что делали? Что сдела¬ли?) 69. Как называются слова, которые чаще всего обозна¬чают признак действия и отвечают на вопросы: Где? Когда? Откуда? Как? ( наречие: Например: Как? Громко. Откуда? Изда¬лека) 70. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие имеют окончания? ( Какие? Окончания -ые, -ие) 71. Чем обозначаются звуки на письме? (буквами) 72. Сколько в русском языке гласных букв? ( 10 гласных букв: а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е) Ведущий (завершающий этап) - Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется… Стихотворение «Выучи русский язык!». 1 -й ученик. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык! 2-й ученик. Он твой наставник - великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познанья кручи, Выучи русский язык! 3-й ученик. Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово - свободы зарница, Выучи русский язык! 4-й ученик. Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово - Выучи русский язык! 5-й ученик. Мир разобщенных безрадостно тесен, Спаенных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен, Выучи русский язык! Авторские права: Кудряшова Татьяна Александровна г. Владикавказ гимназия № 16 Пожалуйста, оцените конспект - Авторская разработка проведения Недели русского языка в начальной школе: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
39530 |
Конспект прислал: TUNING 30 июля 2009 Комментарии (1) |
#1 написал: TUNING | ||
6 сентября 2009 09:29 ICQ:-- |
||
|
||
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||