Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Исследовательская работа "Красота и мудрость пословиц и поговорок" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Исследовательская работа "Красота и мудрость пословиц и поговорок" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Исследовательская работа
Секция: «Искусство и литература» ТЕМА: «Красота и мудрость пословиц и поговорок» Нестерова Вероника Михайловна МОУ СОШ №18, 3 «А» класс Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №18» Мироненко Ольга Викторовна Актуальность исследования. Пословицы и поговорки помогают нам более ярко выразить свои эмоции, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении в человеческой жизни. Чем больше человек знает пословиц и поговорок, тем образнее, красочнее, выразительнее его речь. Пословицы необходимо изучать и анализировать, для того, чтобы использовать их к месту, осмысленно. Изучение пословиц и поговорок развивает не только речь, но и логику, организует наше мышление. Для каждого культурного человека актуально использовать пословицы и поговорки в речи. Задачи исследования: - изучить материал о пословицах и поговорках; - учиться определять смысл, скрытый в пословице, подбирать пословицу к различным ситуациям; - провести социологическое исследование использования пословиц в 3 «А» классе, школы № 18. Методы исследования: анализ теоретического материала, беседа, анкетирование учащихся. Гипотеза исследования: употребление пословиц и поговорок развивает речь и мышление. Ах, что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! Александр Сергеевич Пушкин В русском языке много различных пословиц. Они охватывают очень много тем: дружба, любовь, семья, ум, глупость, жадность, счастье, богатство, доброта, бедность, гордость, здоровье. Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа, суждение. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. (Например, «Лес рубят – щепки летят»). Интересна не прямым смыслом, а тем, что может быть применена к другим ситуациям. (1,С.412) Поговорка - образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (Например, «Надоел, хуже горькой редьки» - выражение досады). В отличие от пословицы – целого суждения, поговорка всегда часть его. (1,С.402) Различить пословицу и поговорку иногда очень трудно, потому что условие и вывод зашифрованы. Например, пословица: «Терпенье и труд все перетрут». Расшифруем: «Если ты будешь терпеливо трудиться» - условие; «у тебя все получится» - вывод. Ребята считают, что пословицы нужны для красноречия - 5 человек, для развития речи – 5 человек, для точности выражения мысли - 3 человека. Не знают, для чего нужны пословицы - 3 человека. Ответ на пятый вопрос показал, что ребята не совсем точно понимают разницу между пословицей и поговоркой. В качестве примера 13 человек привели пословицу и 2 человека - поговорку. Мы задали этот вопрос о любимой пословице, чтобы ребята задумались о своей жизни. Любимая пословица может стать жизненным девизом человека, поскольку в краткой форме формулирует отношение человека к учебе, труду, дружбе и другим сторонам жизни. Любимая пословица всегда будет выражать то, что человек считает для себя главным. Из сборника пословиц и поговорок (3) мы выбрали наиболее известные пословицы и предложили ребятам задание продолжить пословицу. Мы ставили целью выяснить, какие пословицы знают ребята, а также расширить их знание пословиц. Следующие пословицы знакомы всем третьеклассникам: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Счастье и труд рядом живут. Слезами горю не поможешь. Старый друг лучше новых двух. От солнышка тепло, от матери добро. В гостях хорошо, а дома лучше. Как аукнется, так и откликнется. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Что посеешь, то и пожнешь. Поспешишь, людей насмешишь. Друзья познаются в беде. Любишь кататься, люби и саночки возить. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Все хорошо, что хорошо кончается. Не рой яму другому, а то сам в нее попадешь. Доброе слово лечит, а злое калечит. Терпенье и труд все перетрут. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Следующие пословицы знакомы единицам: Назвался груздем – полезай в кузов. Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех. Не нужен и клад, если в семье лад. Человек живет век, а его дела – два. Людей не суди, на себя погляди. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Видит око далеко, а ум еще дальше; Живи своим трудом, а не чужим добром. Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. От труда здоровеют, от лени болеют; Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. Слово - серебро, молчание - золото. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Следующие пословицы третьеклассники не знают: Друга ищи, а нашел – береги; От чужого добра не бывает добра. Горя бояться - счастья не видать. Береги платье снову, а честь смолоду. Кто за родину дерется, тому двойная сила дается. В чужом глазу сучок видит, а в своем – бревна не замечает. Не буди лиха, пока оно тихо. Что имеем, не храним, потерявши плачем. Больше дела, меньше слов. Выводы: Пословица состоит из двух частей - условия и вывода. Пословицы нужно знать, чтобы точно, ярко, кратко выразить мысль, чтобы подвести итог. В любой ситуации необходимо следить за своей речью и употреблять пословицы и поговорки только грамотно и своевременно. Чтобы правильно по смыслу применить пословицу, нужно выполнить две мыслительные операции: обобщение и конкретизацию. Пословица многозначна, имеет несколько пониманий, смыслов. Практические результаты исследования: Я научилась анализировать пословицу: определять смысл, который в ней зашифрован. Я училась подбирать нужную пословицу к разным ситуациям. Это очень увлекательно. В процессе работы над темой я расширила свой запас пословиц и поговорок и моя речь изменилась: иногда я даже не ставлю цель сказать пословицу, она сама формулируется. Список использованной литературы: 1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Том 20 1975. – С 608. 2. Пословицы и поговорки/ сост. В.Д. Сысоев.- М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.-191с. 3. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.П. Аникина.- М.: Худ. литература, 1988. – 431с. 4. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 3 кл.: Учебник.: Ч.1. – М.: Академкнига, 2008. – 192 с. Пожалуйста, оцените конспект - Исследовательская работа "Красота и мудрость пословиц и поговорок": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2242 |
Конспект прислал: olga2668 22 января 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||