Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Доклад на тему: "Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Доклад на тему: "Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Выступление на тему: «Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников».
Гимадиева И.И. – учитель- методист, учитель начальных классов СОШ №1 г.Альметьевска РТ 1.Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете естественно-научных знаний, но, по мнению ученых приоритет должен отдаваться чувственному, эмоциональному восприятию природы. Мы полностью разделяем точку зрения американского ученого Рейчел Карсон, которая писала: « Я искренне верю, что для ребенка не так важно знать, как чувствовать. Если факты – семена, которые дадут всходы знания и мудрости , то впечатления и эмоции – та плодородная почва , в которую должны упасть эти семена». Соответственно, и работа в плане экологического образования должна проводиться таким образом, чтобы: - детям не было скучно, чтобы постоянно удовлетворялась их потребность в эмоциональном насыщении, - у них не иссякло, а наоборот возрастало желание, стремление учиться; - возникали новые и укреплялись имеющиеся познавательные интересы, склонности к различным видам деятельности. С учетом всего ранее сказанного была разработана структура и содержание экологического факультатива с использованием комнатного цветоводства. Факультативный курс рассчитан на 17 занятий: 1 час в неделю для 2 класса по программе 1-4 . Программа курса содержит три основных раздела. Для каждой темы .указано рекомендованное количество часов, однако, учитель вправе перераспределять часы и темы по своему усмотрению. В конце каждого раздела, а также в конце учебного года предусмотрены обобщающие занятия для подведения итогов. Программа факультативного курса « Комнатное цветоводство» (17 часов). Введение(1ч.) Растения и человек. Многообразие комнатных растений. Тема1. Экологические факторы среды (6ч.). Среда обитания дикорастущих и комнатных растений. Факторы среды, влияющие на рост и развитие живых организмов. Значение почвы и воды. Загрязнение воды. Загрязнение воздуха: причины и последствия. Растения-фильтры. Движение растений. Окраска растений. Заключительное занятие: игра «Чистый остров». Практические работы. 1.Значение света и воды. 2. Загрязнение воды. 3. Загрязнение воздуха распылителями. 4 .Значение света. 5. Движение растения за источником света. Тема 2. Многообразие мира комнатных растений (6ч.) Растение - живой организм. Родина комнатных растений. Влажные тропические леса. Растения пустыни. Водные растения. Адаптация (способы приспособления) растений. Взаимосвязи в природе. Растительные этажи. Демонстрация :«Адаптация у растений»: 1.Сад в бутылке - тропический сад. 2.Аквариум- мини- водоем. 3. Лесные этажи. 4. Борьба за территорию. Тема3. Мы и комнатные растения (4ч.) Как почувствовать себя цветком? Есть ли вредные или полезные растения? От чего зависит цвет комнатных растений? Итого: 17 ч. Рассмотрим возможности комнатных растений на примере некоторых факультативных занятий и уроков с использованием комнатных растений. Тема факультативного занятия: « Значение почвы и воды.» Задача: опытным путем выявить значение воды и почвы для жизни растений. Оборудование: комнатные растения, лучше бальзамины. Беседа начинается с демонстрации двух одинаковых растений, растущих в разных условиях, одно – в цветочном горшке с землей, другое – в пустой емкости . Длительность опыта определяется условиями его закладки: растение в пустой емкости начнет увядать значительно быстрее чем то, которое будет стоять в воде. Различия внешнего вида растений очень заметны, сделать вывод будет нетрудно: без почвы жизнь растений невозможна, в ней находятся необходимые для него питательные вещества. Пока растения только завяли и их можно спасти. Предложите детям стать на время «докторами», поставить диагноз и назначить лечение « больным»- посадить их в хорошую землю. На следующем этапе выясняют другой важный для жизни растений фактор неживой природы- это вода. Под руководством учителя дети проводят опыт в течение одной недели: по два одинаковых растения помещают в разные условия. Можно провести такой опыт: одни растения регулярно поливают, вторые- нерегулярно или прекратить поливать вовсе. С целью формирования чувственного отношения к природе можно в заключение использовать эмоциональную ситуацию, задать вопрос: « Что чувствуют растения?» Наши учителя с большой заинтересованностью относятся к межпредметной модели экологического образования, стараются включать в процесс формирования экологических знаний содержание всех учебных предметов начальной школы. В качестве примера рассмотрим интегрированный урок рисования в 1 классе « Изобразительное искусство и художественный труд» Тема: Узоры на стекле. Цель: определить, как влияет освещение на окраску листьев комнатных растений. Оборудование: комнатные растения ( колеус, бегония, диффенбахия.) альбомные листья и краски. Учитель демонстрирует детям картины с изображением зимних пейзажей и задает вопрос: - Почему именно зимой нас так трогает красота цветущего комнатного растения? Посмотрите на цветущий кактус, бегонию, розу. Послушайте стихотворение Ю. Марцинкявичюса « Ледяные цветы». Не дождавшись тепла, Среди зимнего дня Распустились цветы На окне у меня. Подошел я к цветам, Стала мокрой щека, От того, что окна Я коснулся слегка, но не пахли они…, Для чего ж они выросли В зимние дни? Затем проводится беседа о красоте зимнего пейзажа за окном, оттенках в зимних красках, значении ярких цветов в жилых помещениях. Учитель отмечает необходимость света для растений. Дети сравнивают окраску листьев одинаковых растений, расположенных в разных местах класса с различной степенью освещения, и делают вывод: при недостатке освещения ярко окрашенные листья теряют свои цвета. Учитель предлагает детям нарисовать комнатное растение на фоне замерзшего окна. На листе цветной бумаги ( лучше синего цвета ) сделать отпечаток в технике «монотипия» белой краской - получится рисунок разукрашенного морозными узорами окна. На этом фоне изобразить цветущее комнатное растение и постараться как можно точнее обозначить форму и цвет листьев. 2.Радужный мир. Весы- индийская азалия (цветы белые), зигокактус (декабрист), стручковый (Мексиканский) перец , мелкоцветущая хризантема, гелиотроп, гортензия. Они улучшают эстетический вкус, декабрист любит место скопления людей, стручковый перец способен «спустить слишком мечтательных учеников на землю». Хризантема хороша для тех, у кого существуют противоречия между умом и чувствами, эмоциями, т.е. помогает созданию равновесия. Цветы оказывают положительное влияние на нервную систему, на деятельность почек. Цветы Скорпиона- кактус, драцена , алоэ, олеандр. Они очень хорошо помогают детям и взрослым в занятиях спортом, улучшают характер, в частности кактус нейтрализует отрицательные эмоции, чувство обиды. Драцена придает силу и уверенность, содействует в оценке своих достоинств. Олеандр охраняет от вредных привычек. Стрелец- его цветы «тещин язык», святой фикус, лимон- полезны для любителей путешествовать, стремящихся познавать окружающий мир. «Тещин язык» ( трехполосная сансевиерия) освобождает от плохих мыслей, поглощает грубую и резкую энергию, создает благоприятную почву для занятий искусством. Лимон способен образумить эгоистов, увеличивает духовное богатство, улучшает состав крови, деятельность печени. Фикус забирает тяжелую энергетику, положительно влияет на нервную систему, толкает на добрые шаги. Козерог –Его символизируют душистая драцена, каучуковый фикус, серебристая толстянка (денежное дерево). Драцена учит порядку, собранности, положительно влияет на зубы и костно-мускульную систему, полезна от кожных заболеваний. Фикус хорош тем, что помогает рассеянным, не способным сосредоточить свое внимание на важных вопросах. Водолей- трехцветная маранта, прекрасная пуансеттия. Они помогут Водолеям в подборе нетрадиционных способов решения задач, сберечь эмоциональное и физическое здоровье, улучшить микроклимат в классе. Маранта погашает энергию споров, повышает настроение окружающих. Пуансеттия приносит радость, упрощает общение. Рыбы- Их цветы :магнолия, лилия, орхидея, душистая герань- увеличивают духовное богатство. Они все с красивыми, душистыми цветами. Орхидея освежает мысли, налаживает отношения, пробуждает светлые, радостные чувства. Все цветы знака Рыб положительно влияют на нервную, лимфо и эндокринные системы, создают благоприятную спокойную атмосферу в классе. 5.Это интересно! У каждого народа есть излюбленные цветы. Растения непременные участники волшебных сказок, легенд и мифов, со многими из них связаны истории стран и народов, их религий и искусства, военные победы. Когда погружаешься в цветочную символику, вникаешь в тонкие эмоциональные связи человека и растения, это само по себе уже хорошая психотерапия. Даже если с названием растения не связана какая-то красивая легенда, часто сами названия эти очень романтичны. Особенно ,если перевести их с греческого языка или языка древних ацтеков. Амариллис получил свое название по имени прекрасной пастушки из идиллий древнегреческого поэта Теокрита. Папоротник Адиантум назван так за изящество ниспадающих каскадом побегов с крохотными листочками….. Мята получила у римлян свое название в честь прекрасной нимфы Менты, олицетворяющей разум ( отсюда и название специфического вещества из травы мяты- ментол). Шалфей- получил название за свои чудодейственные лекарственные свойства. По одной догадке- от латинского слова «сальвия»- здоровье, от другой- от древнегреческих слов «сол»- солнце и « хелл» - здоровье, благополучие. Имя прелестного розмарина связано с водой. На латыни оно обозначает «морская роса». Считалось, что он появился из морского прибоя. Пальмы получили свое родовое название от латинского слова «пальма» - ладонь, из-за формы листьев. Одна из этих красавиц- финиковая пальма названа в честь легендарной вещей птицы Феникс. Почувствовав приближение смерти, эта птица с женской головой сама себя сжигает, но потом возрождается из пепла еще более молодой и красивой. Довольно редко встретишь в комнатах евпаторию с крупными листьями и нежными сиреневыми цветками, собранными в сложные соцветия. Родом она из Мексики, а названа так в честь понтийского царя Митридата 4-го Евпатора. Известно, что он употреблял это растение для лечения печени. Не менее интересно происхождение ноготков(календула). Их русское название – от сходства семян с птичьими коготками. А латинское связано с календарем .Римляне назвали словом «календэ» первые и последние дни месяца, отсюда и происходит название такой привычной вещи, как календарь. Растения же получило такое имя за то, что цветет все лето, из месяца в месяц. Особенно много ноготков разводили во Франции в 15 веке. В Люксембургском саду в Париже стоит статуя королевы Наваррской Маргариты Валуа с ее любимым цветком- календулой в руках. А вот комнатный колокольчик с водопадом белых, голубых или фиолетовых цветков. За прекрасный наряд его называют в народе «невестой». Научное же название – кампанула- напомнит историю еще одного хорошо знакомого предмета. Считается, что форма этого цветка подсказала итальянскому епископу Паулинио замечательную идею- отлить мелодичный музыкальный инструмент из меди. Это случилось в 1500 году в итальянской провинции Кампанья. Русские названия комнатных растений не всегда такие же благозвучные, как греческие или латинские. Но уж точно колоритные и меткие. Дело вкуса, как вы будете называть нежное растение с розовыми или красными цветками- бальзамином или « недотрогой» ,« огоньком» или «Ванькой мокрым». У мощной лианы из тропических лесов темно-зеленые листья с причудливыми вырезами, свисающие воздушные корни и два имени- торжественное Монстера и простоватое «плакса». Если в пасмурную погоду сесть под ее листья, с них может пролиться настоящий дождь. Цветущий гемантус удивляет контрастом своих плотных мясистых ремневидных листьев и необыкновенно изящного цветка с многочисленными тычинками. А в народе его называют « тещин язык». Аукубу назвали «золотым» или «колбасным деревом» за листья, напоминающие косо нарезанные ломтики колбасы. Только пятнышки на них не белые, а золотистые. Аукуба родом из Японии, она очень декоративна и неприхотлива. Сансевьера или сансевиерия получила свое прозвище «щучий хвост» тоже за окраску листьев. На светло-зеленом фоне темные полоски, как на рыбьем туловище. Аспидистра названа «дружной семейкой», потому что все листья у нее одного размера и кучно вырастают из корневища. Кактус эпифиллюм знают все. Его яркие розовые цветы чаще всего распускаются в декабре, к Вариному дню , вот и прозван он «декабрист»,или «Варин цвет». Его родственник кактус селеницереус в комнатах встречается нечасто. Но его под именем «царица ночи» знают многие петербуржцы. В начале лета по городскому радио передают специальное сообщение. Все желающие полюбоваться его цветением приглашаются в оранжерею Ботанического сада в необычное для посещений время: «царица ночи» цветет только несколько часов – с 10 вечера до 3 часов ночи. Бывает, что какая-то характерная черточка растения подмечена и в научном, и в бытовом названии. В старинных русских книгах для цветоводов герань называли «журавлиным носом». И латинское название пеларгония происходит от слова «пеларгос – журавль. Столбик цветка герани после опыления разрастается в длинный «клювик», напоминающий клюв журавля». Зефирантес цветет красиво и называется «выскочка». Его цветочные стрелки развиваются очень быстро, как бы выскакивают из земли и уже через 1 -2 дня зацветают. Бытовое название традесканции звучит грубовато: «бабьи сплетни». Такое имя она получила, наверное за внешний вид свисающих побегов. Скромный хлорофитум в комнатах встретишь так же часто, как и традесканцию. Но не все знают, что в иностранной литературе для цветоводов его называют «зеленой лилией», а еще почему то «летучим голландцем». Может, потому, что в Голландии это полезное растение очень распространено. Среди комнатных растений есть и красивоцветущие, и ароматные, и с декоративными листьями. А есть и, казалось бы, совсем непримечательные. Вот плектрантус. Не имеет он ни красивых цветков, ни особо декоративных листьев, но в комнатах прижился хорошо. Даже если хозяева этого растения не знают ни его научного названия, ни народного. Прозвано оно «мольным деревом», считается эффективным средством от моли. Нередко названия цветов связаны с именами людей. Традесканция получила свое латинское название по фамилии английского ботаника 17 века Дж. Традесканта. Фуксия с ее оригинальными цветками названа в честь Л.Фукса-немецкого врача и ботаника 16 века. Бегония- в честь губернатора Гаити Л.Бегона, большого любителя и собирателя цветов. У некоторых видов бегонии лист по форме и по красноватому оттенку «изнанки» похож на большое отмороженное ухо. Существует более 900 видов бегонии, так что это очень конкретное прозвище одного из них. Почти на каждом подоконнике можно встретить фиалку узамбарскую. У нее пушистые темные листья и нежные цветы синей, голубой, розовой, белой или фиолетовой окраски. Кажется, что поселилось это растение дома давным –давно. Но в Европе оно появилось только в середине 19 века. Долгое время француз Сен-Поль по долгу службы находился в Африке. Как- то на отдыхе возле реки он увидел симпатичные цветущие растеньица, напоминающие ему фиалки родных мест и вызвавшие прилив ностальгии. Сен-Поль послал образцы растений во Францию своему отцу , известному ботанику. После этого африканская гостья прочно обосновалась не только в ботанических садах , но и на подоконниках квартир, и была названа в честь отца и сына сенполией. И таких красивых историй, связанных с комнатными растениями, очень много. Их мир настолько разнообразен, что в нем каждый из нас найдет своего зеленого друга или утешителя в трудную минуту, или своего целителя. Экологическое воспитание школьников происходит через ряд этапов, и его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка. Значит и деятельность педагогов по успешному экологическому воспитанию учащихся начальных классов зависит от того, на сколько эффективно эта работа проводилась с детьми дошкольного возраста – в семье, детском саду, какой нравственно-эстетический и экологический опыт она накопили. В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьезность стоящих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным и физическим способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого планеты. Ученые на основе научных исследований предполагают, что через несколько десятков лет вода, воздух и почва могут быть настолько «отравлены», что проживание человека на земле станет невозможным. Не в моих силах отодвинуть трагические последствия пренебрежительного отношения людей к природе, но своими тревогами я делюсь с моими маленькими учениками. Начиная с 1 класса, стараюсь воспитать в них бережливую любовь к природе. Мы вместе думаем над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Подвожу ребят к выводу: природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете. Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передается детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не будут забыты. Человеку, животным и растениям нужен для дыхания чистый воздух. Растения сами отлично очищают воздух от пыли и вредных примесей. Солнечный свет позволяет растениям создавать питательные вещества. Этот сложный процесс, в ходе которого из углекислого газа и воды образуется сахар , а в воздух выделяется кислород, происходит в листьях. Чем больше зелени окружает человека, тем чище и здоровее воздух вокруг него. Все растения надо беречь. Помогая выжить растениям, мы помогаем жить себе! Использованная литература Аренский С.М «. Домашние лечебные средства.» Москва, 2001 г. Аринштейн А.И. и др « Мир душистых растений.» Москва, 1983 г. Верзилин Н.М. « Сады и парки мира.» Дет. Лит., 1964 г. Колбасина Э. и др. « Лесные незнакомцы в нашем саду». Москва, 1990г. «Комнатные растения/» Под ред. Б.Н. Головкина. Москва , 1989г. Носаль М.А. Носаль И. М. « Лекарственные растения и способы их применения в народе». Киев, 1961г. Постушенков Л.В. и др. « Лекарственные растения. Использование в народной медицине и в быту». Лениздат,1990г. Приходько С Н. « Лечебница на подоконнике». Киев, 1966г. Семенова А. «Магия родного дома». Москва, 1997 г. Казаринова Н.В.,Ткаченко К.Г. «Здоровье дарят комнатные цветы». «Комнатные растения-целители».(Сборник) .Цыбуль Н.В. ,Фершалова Т.Д. «Фитонцидные растения в интерьере. Оздоровление воздуха с помощью растений». Новосибирск,2000г. УСЛОВИЯ ПОДХОДЯЩИЕ РАСТЕНИЯ СОЛНЕЧНОЕ ОКНО Подоконник или место в непосредственной близости от выходящего на южную сторону окна. В середине лета может потребоваться притенение. Растущие в горшках клумбовые однолетники, бугенвилия, гибискус, гиппеаструм, жасмин, зебрина, ирезина, кактусы и др. суккуленты, каллистемон, кислица, колеус, лантана, Нерина, олеандр, пелагония, роза, стратоцвет, целозия, цитрус. ПРЯМОЕ СОЛНЦЕ РЕДКО Подоконник или место в непосредственной близости от выходящего на восточную или западную сторону окна. Летом может потребоваться притенение. Бальзамин, белопероне, гинура, зебрина, кодиемум, кордилина верхушечная, куфея, нертера, пуансеттия, сансевиерия, свинчатка, сенполия, паслен, спармания, стручковый перец, традесканция, фикус каучуконосный, хлорофитум, хойя, хризантема. СВЕТЛО, НО БЕЗ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ Подоконник, куда не попадают прямые солнечные лучи, или место возле хорошо освещенного окна. Азалия, антуриум, аспарагус, бегония королевская, бромелиевые, виноград, дизиготека, диффенбахия, зигокактус, колумнея, монстера, нарцисс, пеперомия, пилея, плющ, спатифиллум, сциндапсус, филодендрон, фуксия, хлорофитум, цикламен, шефлера. ПОЛУТЕНЬ Возле не освещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна Аглаонема, аспидистра, драцена окаймленная, драцена душистая, папоротники, плющ обыкновенный, сансевиерия, сциндапсус, толмия, фатсхедера, фатсия, фикус карликовый, филодендрон лазящий, фиттония. ТЕНЬ Далеко от окна, но света достаточно, чтобы читать газету. Аглаонема, аспидистра, гелксина, сансевиерия, сциндапсус (пестролистые формы в тени теряют декоративную окраску), филодендрон лазящий. Любое из растений, пригодных для выращивания в полутени, может в течении 1-2 месяцев выносить полную тень; некоторые растения могут постоянно находится в тени. ПРОХЛАДНОЕ МЕСТО ЗИМОЙ Араукария, аспидистра, белопероне, гелксина, гортензия, гравиллея, кактусы и др. суккуленты, кливия, нертера, роза, камнеломка плетеносная, плющ обыкновенный, сеткризия, стрептокарпус, толмия, фатсхедера, фатсия, хлорофитум, цикламен, цинерария. ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОТОПЛЕНИЕ ЗИМОЙ Увеличьте влажность воздуха. Сухой воздух переносят бальзамин, бильбергия, драцена Годсефа, гревиллея, зебрина, кактусы и др. суккуленты, олеандр, пальмы, пелагония, пеперомия, хлорофитум, эхмея. Пожалуйста, оцените конспект - Доклад на тему: "Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
12281 |
Конспект прислал: ilsia62 9 декабря 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||