Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, азбука, лит. чтение, 1 класс » Конспект урока обучения грамоте.Тема. Буква «Я, я», обозначающая два звука. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока обучения грамоте.Тема. Буква «Я, я», обозначающая два звука. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Ход урока.
Содержание Примечание I.Организация класса. Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, проверьте, на столе у вас лежит азбука, тетрадь для печатания, карандаши. Меня зовут Екатерина Сергеевна, урок обучения грамоте проведу у вас я. Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Затем – с твердого согласного. А теперь – с мягкого согласного. Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается. Сюжет, морское путешествие. II.Проверка домашнего задания. Цель. Проверить сознательность и правильность выполнения. Давайте проверим домашнее задание. Домой вам был задан звуковой разбор слов сапоги и фуражка. - ……………….- идет к доске, оформляет схему к слову сапоги. - ……………….- идет к доске, оформляет схему к слову фуражка. У кого лежат на столах карточки, поднимите руку, вы готовитесь выразительно их прочитать. Пока ваши товарищи работают, мы с вами проверим, как вы подготовились читать дома страницу азбуки. А) Работа по учебнику. Откройте страницу русской азбуки 1,1,2(112) и 1,1,3 (113). Кто не нашел? Найдите текст «Реки», поставьте указку под заголовок. Читает…………. Все внимательно следят. Чтение текста по странице 112. Реки. Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, Амур, Ока – реки. По рекам плывут суда. Над реками мосты. По мостам идут поезда. (пауза) Ты читал по слогам(целым словом), но перечитывал целым словом, при чтении ошибок не допустил(допустил), читал достаточно громко, соблюдал интонацию конца предложения. О чем этот текст? -О реках. О каких? - О Неве, Доне, Каме, Днепре, Двине, Лене, Амуре, Оке. Нашли на странице 1,1,3(113) текст «Кто кем работает?», поставьте указку поз заголовок. Читает…….. все внимательно следят. Чтение текста по странице 113. Кто кем работает? Папа Тимы работает на заводе. Он конструктор. Мама Димы – доктор, а папа – мастер. Брат Насти – музыкант. (пауза) Ты молодец, прочитал целым словом, без ошибок, соблюдал интонацию, читал громко, четко, выразительно, соблюдая паузы. Кем работает папа Тимы? -Конструктором. Еще о каких профессиях узнаем из текста? -Доктор, мастер, музыкант. Б) Проверка звукового разбора. Азбуки закройте и отложите, положите перед собой тетради для печатания. Проверьте звуковой разбор. У кого не так? сапоги фуражка Есть ошибки? (Какую ошибку допустил? Проговори слово, прослушай звук, дай характеристику.) Молодцы, вы сумели правильно выделить звуки, дать им характеристику, разделить слово на слоги, поставить ударение, садитесь на место. В) Чтение по карточкам. Теперь послушаем тех, кто готовил чтение по карточкам, выходите к доске. Ребята загадают вам загадки, а я посмотрю кто из вас самый внимательный. Железная огромная птица: Гнезд почему-то не вьет, Петь песни она не желает, Она пассажиров везет. (самолет) Как вы догадались? Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. (машина) Почему вы решили, что это машина? По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое?... (пароход) Все по взмаху руки все вместе. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с домашним заданием, ……. III.Изучение нового материала. А)Постановка цели. Ребята, как это можно назвать одним словом? -Транспорт Какой из этих видов транспорта нужен для передвижения по воздуху? Как его можно тогда назвать? -воздушный. А какой вид транспорта нужен для передвижения по земле? Как его можно тогда назвать? -Наземный. А какой вид транспорта нужен для передвижения по воде? -Водный. Что это? Кто знает? -Яхта Что такое яхта? - Небольшое судно для прогулок, спорта. Наша задача сегодня на уроке - научиться выделять эти звуки в словах и познакомиться с буквой, обозначающей эти звуки на письме. Б)Неполный звуковой разбор слова яхта. Откроем тетради для печатания и выполним неполный звуковой разбор. 1.Что это? 2.Давайте хором произнесем слово (по взмаху руки). 3.Скажем слово по частям, покажем части слова в воздухе. 4.Обозначим части (я - на доске, вы в тетрадях). 5.Разберем первое сочетание [ja]-[а-а-а]- произношу с голосом, звук гласный [j]- согласный, мягкий. 6.Назовите звуки в сочетании, покажите их место в схеме [j],[а]. 7.Обозначение сочетания [[jа] буквой я. Сочетание [й][а] обозначается одной буквой, буквой я, под схемой печатаем букву (показываю в алфавите). 8.Правила чтения Видишь букву я вне сочетания читай [й][а]. 9.Читаем слово по схеме целое слово. - Говорю звуки по порядку [й][а][х][т][а]. -Поставлю ударение - ударение падает на первую гласную а. Разделю слово на слоги: в слове столько слогов, сколько гласных звуков, в слове два гласных звука, значит два слога. 1 2 -Прочитаю целое слово – яхта. Сколько в слове букв и звуков? Если мы слышим рядом звуки [й], [а], то обозначаем эти два звука одной буквой Я. В) Знакомство с буквой. Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить готова: -А вы знаете. Кто Я? Я не только буква Я – Буква – слог и слово! На что похожа буква? Посмотрите-ка, друзья, Смастерил скворечник я, А в скворечник залетела Вместо птички - буква Я! Физкультминутка. Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помазать. Шесть – за парту тихо сесть. Г)Работа по плакату. Давайте откроем азбуку на странице 1,1,5(115). Что вы можете сказать о этой букве? -Здесь изображена старинная буква я, которую использовали очень давно монахи в своих рукописях. Также строчная и заглавная печатная буква. Заглавную букву мы пишем в начале предложения, в именах собственных, а строчную для написания других слов. Посмотрим на печатную букву и попробуем её напечатать. Давайте попробуем напечатать букву я. Ребята, а вы знаете, чтобы корабль не сбился с пути, недалеко в море ставят специальную башню. Может кто-то из вас знает, как она называется? -Ответы детей. Есть даже загадка о ней: В бурном море я стою, Кораблям путь освещаю. (Маяк) Е)Звукобуквенный анализ слова «Маяк». Разделим на слоги. (С помощью хлопков). Сколько слогов в этом слове? Давайте позовем это слово. Какой слог ударный? Назовите первый слог. (МА). Назовите первый звук, второй звук. Назовите второй слог (ЯК). (Как гармонь растягиваем). Сколько букв во втором слоге? А сколько слышим звуков? А почему так получилось? - Буква «Я» - обозначает два звука. А сколько букв в слове «МАЯК»? -Четыре буквы. А сколько звуков? - Пять звуков. А почему букв меньше, чем звуков? -Ответы детей. А где буква «Я» находилась в слове? В каком месте? В середине слова. А после какой буквы? Вывод: буква Я обозначает два звука [й],[а], когда стоит в начале слова или после гласной. V.Физкультминутка. Дети выполняют движения под музыку «Шум морского прибоя». VI. Работа по учебнику стр. 116 А) Работа с иллюстрацией. А теперь обратимся к нашему помощнику – маяку – учебнику. Рассмотрите картинку. Что вы видите? -Ответы детей. Как вы догадались, что на море шторм? -Ответы детей. Б)Работа со столбиками слов. Давайте прочтем столбики слов (Азбука с. 116) Найдем на этой странице столбики слов. Прочитайте слова вполголоса. Вслух. Прочитайте слова, в которых два слога? (маяк, море) В которых ударение падает на последний слог? (маяки, высоко) Слова, которые обозначают один предмет? (маяк, море) Слова начинающиеся на изучаемую букву? (ярко, яростно) В)Работа с текстом «Маяк». Найдите на этой странице текст, возьмите карандаши в руки. Самостоятельная подготовка к чтению. Подготовьте текст для чтения. Чтение текста по предложениям, целиком(добиваемся перехода на чтение целым словом) с опорой на ударение, как говорим. Проверка осознанности чтения. Почему рассказ называется «Маяк»? Как завыл ветер на море? (яростно) Что встречается на пути кораблям? (скалы и мели) Ребята, а что такое мели? - Возвышение дна в море, реке, озере, затрудняющее судоходство. Как светит маяк? (ярко) А теперь я вам предлагаю решить задачу, как на уроке математике, только участвуют буквы. Перед вами карточка со словом «МАЯК». Напечатайте новые слова, используя только буквы этого слова. Какие слова получились у вас? Прочитайте. Сверяемся с доской. «ЯК», «МАК», «ЯМА», «ЯМКА» - на доске. Какие 2 звука обозначает буква я в начале слова, после гласной? Назовите слова, где буква «Я» обозначает два звука. -Маяк, як (бык), яма, ямка. Г)Работа по стр. 114. Угадайте слово: “Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего”(Язык) Откроем страницу русской азбуки 1,1,4(114). 1.Работа по группам. Нечититающие дети. Возьмите в руки карандаш, подчеркните новую гласную букву, сосчитайте, сколько раз она встречается в тексте. Читающие дети. Прочитайте пословицы. «Язык острее меча» Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Можно сказать человеку такие обидные слова, что боль будет сильнее, чем от меча. Поэтому, ребята, нужно сначала подумать, а потом сказать. Словом можно убить. “Язык болтает – рукам мешает”. Чему учит нас эта пословица? -Погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь, иногда можно так увлечься разговором, что и со всем позабыть о делах. «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». -В спешке нетрудно наломать дров, а когда мы делаем все качественно, то результат превосходит ожидания. «Когда так говорят» Прикусить язык. (помолчать) Имеет длинный язык. (болтливый человек) Найти общий язык. (договориться) Проглотить язык. (молчать, когда нужно говорить). VII Итог. Когда буква я обозначает два звука? Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке. Какое местоположение будет занимать в слове буква «Я», если она обозначает два звука? Спасибо за урок , урок окончен. Слежу, как дети выполнят задание, по карточкам знакомств. За шторкой у доски два ученика делают фонетический разбор слов. Комментарий чтения. Комментирую работу. Осуществление дифференцированного подхода. Комментирую чтение учащихся. Ответы в картинках на доску. На доске иллюстрации с изображением самолета, машины, парохода. Показываю картинку с изображением яхты. С указкой. Вывешиваю изображение яхты. Опора на плакат с печатными буквами. Прохожу по рядам, смотрю, как готовят текст для чтения. Добиваюсь полных ответов. Авторские права: прохождение практики Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока обучения грамоте.Тема. Буква «Я, я», обозначающая два звука.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13419 |
Конспект прислал: sergeewna 22 марта 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||