Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Конспект урока “ Прекрасная пора, очей очарование…” (литературное чтение, музыка и изобразительное искусство) |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока “ Прекрасная пора, очей очарование…” (литературное чтение, музыка и изобразительное искусство) |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах. Это платье золотое У березки на плечах. У калины и рябины Вьются стаями дрозды, Под окошком георгины Красотой своей горды. Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят... летят... летят. Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето. Промелькнуло быстро лето, Пробежало по цветам. За горами бродит где-то И без нас скучает там. В двери к нам стучится осень, А за осенью зима. Мы ее не ждем, не просим, А она идет сама. 1. Я прочитала вам это стихотворение, чтобы стало понятно, о чём пойдёт речь на нашем занятии. Мы с вами познакомимся со временем года Осень с помощью таких видов искусства как литература, музыка и живопись. У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года. Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то свое. Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения. И если мы сейчас почитаем стихи, услышим музыку и познакомимся с великолепными картинами, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, для всех нас осень станет богаче, выразительнее. Скажите, какая главная примета осени? Какое природное явление бывает только осенью? (Листопад) Сегодня на урок вы принесли самые красивые листья. Попробуйте поведать историю одного листа, его чувства, его настроение. (ответы детей) Теперь послушайте и постарайтесь понять настроение опадающих листьев, увиденных мастерами слова. Владимир Орлов Почемy деpевья осенью сбрасывают листья? Почемy к зиме деpевья Раздеваются кpyгом? А деpевьям тоже нyжно Раздеваться пеpед сном! Владимир Орлов За осенними тyчами где-то Жypавлиный затих pазговоp. Hа доpожки, где бегало лето, Разноцветный yлёгся ковёp. Семен Островский На деревьях Листьев мало. На земле - Невпроворот. Из лоскутьев Одеяло На прощанье Осень Шьёт. В. Авдиенко Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета, Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый-кленовый. Как из чудесной сказки пришла к нам царица Осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Описать эту красоту хотели поэты и писатели всех времён. Группа ребят подготовила подборку стихов поэтов-классиков, поэтов 19 века. Иван Бунин ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Т.Шарыгина Как красива Осень, В пестром сарафане! В чистом небе - просинь, Клен горит, как пламя. Над водой – березки Золотою свечкой, И плывут листочки Вниз по тихой речке. ******************* Тамара Маршалова Жалко, что я не художник. Тихой осенью в лесу У тропинки подорожник, Как невесту, ждет росу. Кто-то красками забрызгал Все травинки на полях, И деревья гнуться низко С акварелью на ветвях. И боярышник иголки Среди ягод затаил. Как не хочется надолго Покидать их яркий мир! Скоро месяц-полуночник По траве пойдет гулять. Жалко, что я не художник, Не умею рисовать. 2. Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячке. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы. Все это мы уже сегодня слышали в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства? Сергей Чалов. Художник рисует осень И словно прощенья просит У грустной поры прощаний За искренний свой пейзаж. Задумавшись над палитрой, Он вдруг улыбнется хитро И снова за кисть берется, Берется за карандаш. И катятся по дорожкам Лимоны и апельсины – Так видит художник листья, И кисть колдует всласть. Мне весело и тревожно – И это необъяснимо И хочется мне с картины Опавшие листья украсть. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860 - 1900). Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но бывает, что на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня. Ребята, а как бы вы изобразили осень? (ответы детей) Итак Ваш быстрый, смелый карандаш Зовет нас всех на вернисаж. Вам мир откроется чудесный: Все краски осени прелестной. И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени. Перед вами лежат листочки с различными фрагментами. Давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок. А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (гербарии, рисунки, фотографии). 3. Глядя на осенние пейзажи, вспоминая стихи, не звучит ли у вас в душе музыка? Сейчас вы услышите небольшой музыкальный фрагмент, который поможет определить одно из времен года. (Звучит фрагмент «Осень» из сюиты «Школьный праздник» Ю.А. Левитина.) — Настроение какого времени года вы почувствовали? (Осени.) — Почему вы считаете, что это осень? (Музыка звучит в минорном ладу, в медленном темпе, звучит тускло и безрадостно.) (Звучит "Осенняя песня" П.И. Чайковского из цикла "Времена года". ) Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно — и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет — и снова падение. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный. Короткие музыкальные фразы успокаивают, уговаривают, утешают. Я вижу, вы, конечно, узнали музыку. Назовите это произведение! (Ответы детей). Правильно. А о чем рассказала нам эта музыка? Что вы услышали в ней? (Ответы детей) Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года. Правильно, Петр Ильич Чайковский. Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы. А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года? Цикл “Времена года” (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами). П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа побудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра настроения, навеянная картиной природы. Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого “Осенняя песнь”. “Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят.....” Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - то есть литературное предисловие. Такая музыка называется программной. Сейчас я вам включу “Осеннюю песнь”. Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания. П.И. Чайковский “Времена года” Октябрь. - Что вы представили себе? Какую картину природы? (ответы детей) - Что вы почувствовали? Какое настроение передает музыка? (ответы детей) - С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение. - Обратите внимание, куда движется мелодия и что с ней происходит? На что это похоже? (ответы детей: - Листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю) - Что изменилось в мелодии? (ответы детей: - Поменялся лад) - Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной. -Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени - не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени. Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями “Листья желтые над городом кружатся”, “Осенний листопад”, “Краски осени”, “Золото осени”. 4. Ребята, мы познакомились с вами с приметами осени. По стихам, мелодиям, картинам. Подумайте, какие приметы осени главные? (листопад; урожай; грибы в лесу; дождь; лужи; зонты; дни становятся короче; солнце греет меньше; одежда: куртки, сапоги; птицы улетают на юг…) Какое настроение вызывают у вас эти приметы? Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодные и пасмурные — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечные, теплые — рождают светлую радость. Природа засыпает в Сентябре, Октябре, Ноябре. Если взять первые буквы названий месяцев, то получится слово “сон”. Давайте составим словесный ряд - словарь осенних настроений. беспокойное боязливое волшебное грустное доброе загадочное ленивое мечтательное мрачное спокойное неуютное обиженное нежное печальное приятное противоречивое радостное светлое сказочное солнечное сонное спокойное таинственное теплое тихое торжественное тревожное удивленное хмурое чудесное У каждого человека своя осень и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если вам удастся встретить стихи, музыку или картину очень близкую вашей личной осени. Вы услышали стихи, музыку, познакомились с картинами. Есть ли среди них близкие вам по духу? Если – да, я поздравляю вас со счастливой встречей. А кому удалось для себя найти новые осенние приметы, то это тоже замечательно. Вот и подошло к концу наше занятие. И пусть за окном бушует ветер, шумит дождь, я надеюсь что, не смотря на грусть расставания, у всех у вас хорошее настроение, потому что мы сегодня приобщились к прекрасному, впереди у нас еще много встреч с замечательными стихами, музыкой и шедеврами живописи. И конечно с интересными людьми. Да, впрочем, такие люди сидят рядом с вами. Давайте вместе с Красавицей Осенью подарим соседу подарок и пожелаем чего-нибудь солнечного, цветного, золотого. (Выходит девочка Осень с корзиной яблок и листочками. Дети дарят соседу яблоко и листок с пожеланиями). Авторские права: Миронова Н.П. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока “ Прекрасная пора, очей очарование…” (литературное чтение, музыка и изобразительное искусство): |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5467 |
Конспект прислал: Наташа 8 26 августа 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||