Видео смотреть бесплатно

Смотреть красотки видео

Официальный сайт ufa-check 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Научное исследование на тему "Психолого педагогические основы взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Научное исследование на тему "Психолого педагогические основы взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ГОУ Специальный(коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIIго вида №2 г.Москва




Научное исследование учителя начальных классов, воспитателя
Французовой Ю.Л


Тема: «Психолого педагогические основы взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников»













2010 год




Содержание:
Глава 1 « Научно-теоретический анализ взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников»…………………………………7
Условия педагогической поддержки. …………………………………..10
Критерии оценки взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников. ………………………………………………………10
Три стиля руководства коллективом. ……………………………………11
Признаки поведения воспитателя в условиях сиротского учреждения, создающего коллектив единомышленников. ……………………………12
Заповеди воспитания. …………………………………………………….14
Стадии формирования коллектива. ……………………………………...15
Проблема. ………………………………………………………………….17
Методы. ……………………………………………………………………18

Глава 2 « Реализация принципов взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников. ……………………………………..19
Гипотеза. …………………………………………………………………..19
Метод совместного рисования …………………………………………..19
Метод коллективной творческой деятельности ( КТД)………………...20
Привязка проблемы к конкретным условиям…………………………...19
Результаты…………………………………………………………………20
Выводы …………………………………………………………………....28
Заключение ………………………………………………………………..28
Список литературы ……………………………………………………….30




Введение
Настоящая работа посвящена исследованию по теме: « Дети и педагог как коллектив единомышленников» в условиях специального коррекционного детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каковы педагогические условия, позволяющие педагогу стать неотъемлемой частью детского коллектива, стать единомышленником для полноценного формирования личности ребёнка. Этим вопросом задаются все педагоги, сталкиваясь с отторжением детьми своей деятельности. Специфика работы с сиротами заключается в приятии или неприятии педагога воспитанниками. Только разобравшись в перипетиях сиротской жизни, научившись понимать и принимать детей, становиться с ними на одну ступень, я смогла добиться желаемого результата. Этот процесс протекал сложно и длительно. Дети, живущие в детских домах, с большим трудом принимают взрослого в свой круг общения. Каждый из нас, приходя работать в сиротское учреждение, проходит своеобразную проверку со стороны воспитанников, которая происходит в процессе общения.
М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их общения» (4 стр30)
Представьте себе бусинки. Каждая из них по - своему красива, имеет свой цвет, размер, фактуру. Но по отдельности у них нет единой функции. Не одна из них не может принести пользу. Только собрав их на нить, сделав из них бусы, мы можем увидеть прямую функциональную принадлежность этих бусинок. А нить? Она тоже должна соответствовать отверстию в бусинках, быть нужной длины! То же самое мы видим с группой детей. Всегда необходим кто-то, кто поведёт их за собой, направит их на путь. И этот кто-то должен быть принят этой группой, а значит находить подход к каждому её звену. Как стать единомышленником своих воспитанников? Сложно ответить на этот вопрос. Вероятно, это дано не всем. Дети сами отфильтровывают тех, кто не сможет найти с ними общего языка. Этим обусловлено то, что не все педагоги, желающие работать в сиротских учреждениях, остаются там надолго.
Чтобы научиться жить (не работать, а именно жить) в сиротском коллективе, необходимо завоевать их доверие, показать свою незаурядность, интеллигентность, умение понимать их мир, их музыку, их увлечения, свою
креативность. Януш Корчак об этом пишет: «Не требуй от себя, чтобы ты сразу был степенным, зрелым воспитателем с психологической бухгалтерией в душе и педагогическим кодексом в голове. У тебя есть чудесный союзник-молодость, а ты призываешь брюзгу – дряхлый опыт» (1 стр160) Ни когда не надо бояться экспериментировать, принимать позицию ребёнка, но при этом надо помнить, что единомыслие без системы порождает попустительство и хаос в коллективе.
В слове «воспитатель» изначально заложена функция воспитания. А ведь если спросить детей, любят ли они, когда их воспитывают? – то получим « Нет!» в ответ.
Воспитание «вызывает бурный (или тихий) протест, воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой барьер»; появляется «сопротивление воспитанию» (2 стр 6) Дети не идут на контакт. Как следствие педагог теряет веру в себя. В такой ситуации воспитатель должен искать компромисс, находить общие решения с использованием взаимных уступок и выражений уважения личности другого.
Необходимо спуститься со ступени взрослости на ступень детства. Только тот, кто видит не себя в детях, а ребёнка в себе сможет стать другом и единомышленником своих воспитанников.
«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребёнок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить». (1стр 160)
Придерживаясь этих правил, воспитатель сможет овладеть педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребёнка. Это умение тонко инструментировать воздействие, варьировать его как психологически обоснованный акт, благодаря этому корректировать отношение коллектива детей к миру, своим влиянием активизировать энергетику воспитанников, и в итоге максимально реализовать воспитательный потенциал планируемого единомыслия и сотрудничества с коллективом детей. Взаимодействие придаёт черты искусства отношениям педагога с детьми: здесь играют важную роль мимика и жесты, пластика лексический строй и интонации, внешний облик и содержание действий, темпо-ритм, мелодика голоса. Существует некое таинство общения двух субъектов (педагог и дети), вероятно, это и позволило К. Д. Ушинскому характеризовать педагогику как искусство.
Не менее важным условием для сохранения атмосферы единомыслия в коллективе является терпимость и сдержанность, умение всё видеть, но далеко не на всё реагировать.
Как только педагог добивается расположения и приятия детьми, перед ним открываются безграничные возможности деятельности. На данном этапе от педагога зависит многое: сможет ли он повести за собой детей, заинтересовать. Из своего опыта могу сказать, приступая к новому делу, нужно самому заболеть им, уйти в эту деятельность с головой, тогда воспитанники сами присоединятся.





Актуальность.
Данная проблема является актуальной, так как произошли изменения в жизни общества, повлекшие за собой кардинальные изменения в сознании людей. Переосмыслены модели воспитания. На смену авторитарности пришла демократичность в общении взрослых и детей. Воспитанники стали более раскрепощенными, контактными, менее закомплексованными, педагоги же, привыкшие к авторитарности в воспитании, не принимают позицию своих подопечных. Происходит конфликт. Важность этой проблемы заключается в том, что необходимо найти способы привлечения детей к совместной с педагогом деятельности, методы работы с ними, особенно актуальна данная проблема с детьми-сиротами, привыкшими жить «каждый за себя» и немеющими существовать по отдельности. Необходимым является знакомство педагогов с моделью поведения способствующей созданию коллектива единомышленников.
Суть проблемы.
Каковы педагогические условия, позволяющие педагогу стать неотъемлемой частью детского коллектива, стать единомышленником, повести за собой, внедрить правильную модель поведения, мировоззрения для полноценного формирования личности ребёнка.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Свое исследование я проводила на группе мальчиков среднего возраста 9-12 лет. У них уже начинает проявляться пубертатный негативизм и отрицание воздействия взрослых. Их сложно организовать на какую-либо творческую или созидательную деятельность. Исследование проводилось на базе специального коррекционного детского дома №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (7-го вида).




Гипотеза исследования.
Если педагог сможет принять позицию в воспитании, при которой будет наиболее комфортно и воспитателю и воспитуемым, сможет принять детей такими, какие они есть, научится «заражать» целью, задачей и деятельностью, и «внедрять» таким образом, позитивную модель поведения, то такое сообщество можно будет назвать коллективом единомышленников.

Настоящая работа состоит из введения, главы 1« Научно-теоретический анализ взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников»,главы 2« Реализация принципов взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников», заключения, списка литературы.


















ГЛАВА 1
« Научно-теоретический анализ взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников».
Научно - теоретической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов; биологической, психологической, духовной, социальной и творческой сущности личности, выступающей субъектом целостного педагогического процесса; человеке как субъекте общественных отношений; взаимодействии, совместной деятельности.
Проанализировав и обобщив научную литературу, можно констатировать, что в теории педагогики понятия «педагогика сотрудничества», «сотрудничество», «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «воспитание в сотрудничестве» определяются неоднозначно. По сути, различные определения не противоречат одно другому, а лишь взаимно дополняют, уточняют, расширяют и углубляют друг друга, указывая на значимость тех или иных компонентов, составляющих сущность и содержание самого понятия. Сопоставление определений учёных Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.И. Маленковой, Н. Н. Толстых, позволило уточнить и выделить основные признаки понятия « Взаимодействия педагога и детей»:
- гуманистическая направленность
-творчество
- развитие личности педагога и учащихся
- субъектная позиция участников целостного педагогического процесса
- равноправная позиция всех субъектов
- взаимное обогащение
- диалогичность общения
- взаимодействие, взаимопомощь, взаимопонимание.
Профессор Л.И.Маленкова считает, что наиболее плодотворным типом взаимодействия педагогов и детей является сотрудничество, которое предполагает (2):
- объективное знание, взаимопонимание, опоры на лучшие стороны партнёра;
- Гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения;
- активность взаимодействующих сторон в установлении контактов и организации деятельности;
- наличие совместно осознанных принятых целей и правил;
- положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост детей и педагогов.
Анализ основных положений педагогов-новаторов позволил определить современные концептуальные идеи: коллективная коммуникативность, воспитание без принуждения, личность ребёнка как главная ценность и основной объект-субъект внимания педагога; сотворчество; самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие, как воспитателей, так и воспитанников; учёт индивидуальных и типологических особенностей всех участников; духовно-нравственное обогащение личности; коллективная творческая деятельность; взаимодействие с социумом; самоуправление), которые взаимосвязаны и направлены на гармоничное развитие личности ребёнка. Опираясь на общепедагогические принципы, были выделены основные принципы (гуманистическая направленность, сотрудничество на основе взаимодействия, культуротворчества, творческой направленности развития.)
В недрах многовековых идей свободного воспитания и гуманистической педагогики, ориентирующихся на личность ребёнка, родилась идея педагогической поддержки растущего человека.
В « Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола « поддержать», имеющее несколько значений:
- придержать, не дать упасть
-оказать помощь, содействие
- выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь
- не дать прекратиться, нарушиться чему–нибудь». (3)
Если перенести это значение в сферу воспитательную, то получается, что педагогическая поддержка – это естественный акт СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества взрослого и ребёнка.
Педагогическая поддержка – это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка и его САМОпроцессом, проявленным в действии. Их великое множество:САМОпознание,САМОнаблюдение,САМОлюбие,САМОвнушение,САМОпожертвование,САМОлюбие,САМОвнушение,САМОпрогноз,САМОанализ,САМОкритика,САМОорганизация,САМОуправление,САМОдеятельность, САМОразвитие, САМОреализация, САМОвоспитание, САМОактуализация…
Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидания, наказания, понуждение, принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, требование послушания и беспрекословного повиновения, нетерпение к инакомыслию.
Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию на своих проблемах; у них возникают негативные эмоции к условиям детского дома, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желанию навредить.
Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо придти на помощь ребёнку – воспитаннику детского дома.
В методике педагогической поддержки и единомыслия необходимым является соблюдение следующих условий.

Условия педагогической поддержки:
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
Если ребёнка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнок растет в безопасности, он учится верить в людей
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок растёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
В воспитании, инструментом как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера единомыслия, стиль в тон общения, палитра ценностных ориентиров, психологический климат.
Исходя из выше сказанного, можно выделить критерии оценки взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников:
- личность ребёнка как главная ценность и основной объект-субъект внимания педагога
- самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие, как воспитателей, так и воспитанников
- учёт индивидуальных и типологических особенностей всех участников.
- отказ от авторитарности в процессе воспитания
- забота о себе, окружающих людях и мире
- гуманистический стиль общения и взаимоотношений
-духовно-нравственное обогащение личности
- коллективная творческая деятельность
- добровольность участия воспитанников, свобода выбора, как формы, содержания дела, так и способов его реализации
- взаимодействие с социумом
- самоуправление.
Личностные качества воспитателя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом воспитанников. Это проявляется и в стиле деятельности руководителя, который зависит от объективных и субъективных причин. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности воспитателя проявляются и его личностные качества, преломленные в определенной мере, через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива.
Следует отметить, что существенное влияние на стиль деятельности оказывают: интеллект педагога; его общая культура; уровень профессиональной подготовки; особенности характера и темперамент; присущие педагогу нравственные ценности.
Стиль деятельности воспитателя во многом характеризуется отношениями с воспитанниками. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариативность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее распространёнными являются три стиля руководства коллективом:
-авторитарный
-демократический
-попустительский
1. При авторитарном стиле руководства воспитатель полностью определяет направление действий группы, даёт задания, показывает приёмы работы поэтапно, сам указывает каждому воспитаннику, что и вместе с кем делать, продемонстрировав однажды приём, считает, что своё дело сделал, оценивает успехи каждого, персонально адресуя упреки или похвалу отдельным воспитанникам.
Данный стиль противоречит самой идее создания коллектива единомышленников.
2. При демократическом стиле воспитания группа обсуждает направления своих будущих действий при участии и помощи воспитателя, демонстрирует не менее двух альтернативных приёмов каждого действия, воспитанники сами выбирают, кому и с кем работать, воспитатель работает почти наравне с другими; в своих замечаниях объективен, оценивает действия, а не личности.
Данный стиль руководства оптимален для создания коллектива единомышленников.
3. При попустительском стиле руководства отмечается полная свобода для индивидуальных или групповых решений, при минимальном участии воспитателя. В возникающие споры он не вмешивается совсем или только в случаях крайней необходимости. Оценивать работу или влиять на ход событий даже не пытается. Обстановка скорее напоминает безалаберщину.
Такой стиль категорически неприемлем для создания коллектива единомышленников.
Наука педагогика считает, что наиболее продуктивна дихотомизация (от греческого dichotomia) – разделение на двое, способ классификации) психологического климата первичной группы на: - « угрожающий», который характеризуется угрозами, обещаниями, воспитатель обеспечивает пассивное послушание, конформизм воспитанников; - « развивающий», где каждому воспитаннику уделяется внимание, одобрение и поддержка, что способствует укреплению человеческого достоинства, стимулирует самоуважение, гордость, стремление к самоутверждению и сотрудничеству.
Вот некоторые признаки поведения воспитателя в условиях сиротского учреждения, создающего коллектив единомышленников:
• Открытость, непринуждённость общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают. Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.
• Понимание, способность «войти в положение» другого.
• Гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако, одно дело если оно основано на положении в административной иерархии, и совсем другое, когда строится на известных всем нравственных качествах.
• Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима. Но лучше объяснить воспитаннику последствия его поступка для коллектива и для него лично, чем просто навесить ярлык.
• Не приказ, а ориентация на проблему. Важно учесть мнение исполняющего, чтобы он был ответственен за результаты своей деятельности.
• Сослагательность, а не категоричность; скорее предположение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руководителя с детьми.
Воспитателю, который хочет создать коллектив единомышленников надо придерживаться принципа доверия и поддержки необходимо обогатить педагогическую деятельность гуманистическими личностно-ориентированными технологиями воспитания. Вера в ребёнка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех воспитания ребёнка.
«…Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда оно основано на вере в ребёнка. Без веры в ребёнка, без доверия к нему всякая педагогическая премудрость, все методы и приёмы …воспитания рушатся, как карточный домик» (2стр10).
Очень важно прояснить позицию педагога в таком коллективе. Педагогическая позиция воспитателя определяется мудрым правилом руководителя, рождённым в условиях творческих объединений детей и взрослых: «вместе со всеми и чуточку впереди».
Задавшись целью создать из детского коллектива коллектив единомышленников, придётся придерживаться следующих заповедей воспитания:
• Главная цель воспитания – счастливый человек.
• Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
• Воспитание без уважения – подавление.
• Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
• Говори, что знаешь, делай то, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
• Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
• Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
• Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
• Не ищи волшебные палочки: воспитание должно быть системным.
• Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Создавая коллектив единомышленников, педагогу важно соблюдать чувство меры, руководствовать соображениями педагогического такта. Ещё Я. Корчак предупреждал, что воспитательные воздействия действуют как лечебные процедуры, и ребёнок « перекормленный моралью, испытывает тошноту». Порой, изощрённые приёмы авторитарной педагогики воспитателей выдаются за поддержку и единомыслие: выдвигаются жесткие требования и угрозы тихим спокойным голосом, унижающие достоинство ребёнка шутки, юмор, сарказм, высмеивания; вульгарное использование выражений из подросткового жаргона, неумелая трактовка явлений подростковой субкультуры (одежды, музыки, форм поведения).
В процессе работы с группой детского дома представляется важным реализация функции сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Необходимо четко понимать, что различные отношения создают различные группы. Они могут быть как сплочёнными, так и несплоченными. Сплочение происходит на разной основе. При этом результате интеграции могут возникнуть совершенно разные группы. Они отличаются друг от друга , и таким доминирующим фактором сплочения могут быть общие интересы членов группы, способность приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы. В педагогической практике сплочение рассматривается как единственный признак коллектива.
Несомненно, работа с группой, как коллективом единомышленников должна осуществляться в двух плоскостях. С одной стороны, важно выяснить, что оказывает воспитательное влияние на воспитанников, учитывать специфику детей-сирот, особенности сплочения их в коллектив. А с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично на основе гуманистических норм отношений, т. е. создавался воспитательный коллектив.
Коллектив в своём формировании проходит четыре стадии.
Стадии формирования коллектива:
Стадия обособления – коллектив обособляется от других коллективов. Целесообразно организовывать дружеские встречи с параллельными группами, младшими и старшими. Провести с ними совместные мероприятия. Педагог действует через актив, который поддерживается всеми учащимися. Каждый член коллектива начинает сам предъявлять к себе высокие требования, только после этого группа воспитанников становится коллективом в полном смысле этого слова.
Стадия ассоциации - можно опираться на более или менее сплоченное ядро, актив. Требования теперь выдвигаются не только от имени воспитателя, но и от имени актива. Общественное мнение коллектива становится более сильным регулятором нравственного поведения воспитанников.
Стадия кооперации – укрепляется общественное мнение. Его основная функция – формирующая. На этой стадии предполагается регулярно организовывать ситуации «сопереживания», «непринуждённой принудительности», «свободного выбора», «морального творчества». Играя определённую роль в той или иной ситуации, участники испытывают чувство сострадания, сопереживания, активизируя психику. Меняется тактика воспитателя, теперь он действует через актив, что не исключает индивидуальной работы с определёнными учащимися.
Организация самоуправления в коллективе.
Каждый воспитанник, принимая участие в работе органов самоуправления, невольно становится на точку зрения интересов всего коллектива единомышленников. Задача воспитателя добиться, чтобы этот процесс шел осознанно и возможно быстрее. Важно добиться, чтобы участие в жизни коллектива каждого члена не было формальным, а стало неотъемлемой чертой его личности.
Номинальная стадия - это этап формирования целостности коллектива. На первой стадии воспитатель действует несколько авторитарно, все распоряжения, указания приходится отдавать самому. Он знакомит воспитанников с задачами, целями, стоящими перед коллективом, перспективой деятельности. Особое внимание обращается на контроль, формируется ответственное отношение к порученному делу, привычка неуклонно выполнять поручения старшего. Наиболее инициативные, трудолюбивые, ответственные воспитанники вовлекаются в актив.
Твёрдый контроль и широкая гласность.
Став членами коллектива единомышленников, воспитанники с первого дня знакомятся с правилами, что можно, а чего нельзя делать в детском доме, как отстаивать честь коллектива и что значит быть хорошим товарищем.
Взаимопонимание, единство и согласованность в действиях, поведении и поступках всех членов коллектива единомышленников.
Для того, чтобы общественное мнение стало эффективным способом воспитания в коллективе, должен существовать и строго выполняться единый кодекс правил поведения, и активисты должны показывать образец выполнения этих правил, быть примерными в поведении и хорошими товарищами.
Проблема.
В настоящее время в условиях детского дома нет способов привлечения детей к совместной с педагогом деятельности, методов работы с ними, особенно актуальна данная проблема с детьми-сиротами, привыкшими жить «каждый за себя» и немеющими существовать по отдельности. Педагоги, привыкшие воспитывать детей По-старинке, дедовскими методами, не успевают за формированием креативности у современных воспитанников. Дети не воспринимают старых методов, взрослые ещё не перестроились на новый способ воспитания, происходит конфликт, который может разрешить только совместная деятельность, в процессе которой происходит духовно-нравственное обогащение личности, отказ от авторитарности в воспитании, гуманистический стиль общения и взаимоотношений, самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие, как воспитателей, так и воспитанников, учёт индивидуальных и типологических особенностей всех участников.
Сложным является и то, что формирование личности ребёнка предполагает работу непосредственно с конкретной личностью, что противоречит идее коллективизма. Когда речь заходит о коллективе понятие личности как отдельного звена сглаживается. Педагогу приходится искать такие методы, при которых в условиях коллектива единомышленников развивается каждая отдельная личность.
Необходимым является знакомство педагогов с моделью поведения способствующей созданию коллектива единомышленников.
Методы.
• Метод совместного рисования.
• КТД (коллективная творческая деятельность)
• Педагогическое наблюдение

ГЛАВА 2
«Реализация принципов взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников».
Гипотеза.
Если педагог сможет принять позицию в воспитании, при которой будет наиболее комфортно и воспитателю и воспитуемым, сможет принять детей такими, какие они есть, научиться «заражать» целью, задачей и деятельностью, быть лидером коллектива, при этом не навязывая своей позиции, то такое сообщество можно будет назвать коллективом единомышленников, в котором наиболее плодотворно будет протекать процесс воспитания.
Методы.
Совместное рисование – особый игровой метод. В ходе совместного рисования педагог рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту детей, их интересам, эмоционально комментируя происходящее. А дети активно участвуют в создании рисунка, « подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, « заказывая» новую картинку. Совместное рисование – это не рисование как вид продуктивной деятельности самих детей, а особый метод взаимодействия. Его использование на занятиях с детьми – сиротами становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между коллективом детей и педагогом.
Коллективная творческая деятельность (КТД)
Главные черты этой методики: совместно разделённая деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность всех дел. Одним из главных принципов методики коллективной творческой деятельности является чередование творческих поручений (возможность испытать себя на руководящих и подчинённых ролях). Ряд других принципов можно объединить в так называемый «Закон трёх «Вместе»: вместе ищем дело, вместе планируем и осуществляем её, вместе подводим итоги. Важно чтобы педагог увлёкся идеей и занимал позицию рядового участника процесса деятельности, периодически направляя воспитанников.
Мною были проведены КТД «Коллективный выпуск газеты к 8 марта» и операция «Уют в гнезде».

Привязка проблемы к конкретным условиям.
Данная проблема наиболее сильно проявляется в условиях детского дома. Этим детям сложно впустить в свой мир взрослого человека, так как воспитанники озлобленны на мир взрослых. Многие из них неоднократно сталкивались с предательством и безразличием со стороны взрослых. Воспитанники детских домов лишены эмоциональной близости, у них нет ощущения защищенности и заботы, иными словами, нет привязанности, так как отсутствуют постоянство и чувствительность взрослого. Невозможно развить привязанность, если взрослые постоянно сменяют друг друга и действуют по жесткой схеме, которая никак не учитывает того, в чём нуждается ребёнок в данный момент. Исходя из этого, необходимо найти такие методы, которые помогут стать единомышленниками детей, перейти из роли наказывающего воспитателя в роль доброжелательного друга.
Процедура исследования.
В исследовании участвует12 детей возраста 9-14 лет, социальный статус - дети, оставшиеся без попечения родителей.
Результаты.
Мною была разработана модель взаимодействия взрослых и детей как коллектива единомышленников в условиях детского дома (рис. 1).

Рис. 1. Модель взаимодействия взрослых и детей как коллектива единомышленников в условиях в условиях Детского дома



Есть единая цель: гармоничное развитие личности ребёнка на основе взаимодействия с взрослым, в данном случае с педагогом. Из цели вытекает задача: создание коллектива единомышленников из педагога и детей. Далее происходит подборка и апробация методов, происходящая в целостном педагогическом процессе на основе принципов и подходов педагогики сотрудничества. В основе процесса лежит сотрудничество между воспитателем детского дома и детьми. Это сотрудничество основывается на личностно-ориентированный подход. Главное здесь, чтобы объединяя детей в коллектив, ценить каждого как личность. В педагогическом процессе должны действовать следующие принципы: гуманистическая направленность (отказ от авторитарности в воспитании, гуманистический стиль общения и взаимоотношений, самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие, как воспитателей, так и воспитанников, учёт индивидуальных и типологических особенностей всех участников); сотрудничество (объективное знание, взаимопонимание, опоры на лучшие стороны партнёра, гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения, активность взаимодействующих сторон в установлении контактов и организации деятельности, наличие совместно осознанных принятых целей и правил, положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост детей и педагогов); культуротворчества.
Целостный педагогический процесс опирается на использование совместной деятельности педагога и детей и его можно смело назвать взаимодействием педагога и детей как коллектива единомышленников.
Так как по определению «взаимодействия» изменение претерпевают все участники процесса, получаем результат: гармонически развитые, социально активные, творческие личности педагога и воспитанников.
В результате исследования я выявила основное содержание работы воспитателя в условиях взаимодействия как коллектива единомышленников (рис.№2)
Рис.№2 Основное содержание работы воспитателя в условиях
взаимодействия как коллектива единомышленников.




Основываясь на модель взаимодействия взрослых и детей как коллектива единомышленников в условиях детского дома (рис. 1) я выделила основное содержание работы воспитателя в условиях взаимодействия (рис. 2):
• Организация совместных дел воспитанников и педагога, основанных на общих интересах, в соответствии с программой воспитания детского дома.
• Участие группы воспитанников в общественных делах, подготовка и проведения внутренних мероприятий.
• Развитие культуры общения воспитанников через занятия по этике, тренинги по общению и личностному росту.
• Организация развивающих мероприятий, экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.
• Развитие внутреннего самоуправления на основе системы, выбранной совместно с воспитанниками.
• Организаторская помощь по участию представителей классного коллектива в совете воспитанников детского дома.
В процессе реализации своих идей на практике я столкнулась с некоторыми проблемами, связанными с нежеланием детей взаимодействовать в сотрудничестве. Это связано с тем, что дети-сироты не впускают в свой мир взрослых. Создание коллектива единомышленников происходило поэтапно. На первом этапе я налаживала эмоциональный контакт, добивалась приятия меня детьми. Сложнее всего мне давалось отхождение от авторитарности в отношениях с детьми. Мною была полностью пересмотрена позиция педагога. Если раньше я думала, что педагог стоит на ступень выше своих подопечных, то теперь мною была выбрана позиция на той же ступени, на которой стоят дети, только впереди детей. Этот процесс происходил в повседневном общении. Я старательно выискивала в своих даже самых хулиганистых воспитанниках хорошее. В результате дети стали ко мне положительно относиться, поддельное уважение сменилось искренним, мои мальчишки стали доверять мне свои тайны.
На мой взгляд, этот этап был самым сложным, так как здесь происходит самая большая работа воспитателя – работа над собой. И именно на этом этапе происходит приятие или неприятие педагога детьми.
Как только эмоциональные связи были установлены, я стала активизировать ребят к совместной деятельности. Поначалу процесс протекал сложно, дети действовали без желания. Мне приходилось незаметно подкидывать идеи коллективного творчества. Мы играли в коллективные игры, рисовали стенгазеты, разыгрывали сценки. На этом этапе роль ведущего выполняла я.
Спустя время мои мальчишки стали проявлять инициативу, предлагать мне идеи. Незаметно из лидера группы я превратилась в рядового члена.
Хочу заметить, что изначально не все воспитанники участвовали в нашем совместном творчестве. Трое из группы держались особняком и предпочитали заниматься своими делами в тот момент, когда мы что-то творили. Зная, что один из мальчишек безумно любит рисовать, я решила привлечь его. Мною было предложено нарисовать большое панно на куске оргалита. Мы стали готовить поверхность, выбрали тему, обсудили, что и как расположим. Спустя какое-то время мальчик присоединился к коллективу, стал рисовать эскиз. Потом и остальные присоединились, они с удовольствием грунтовали поверхность нашего шедевра. Когда панно было помещено на стену, у ребят возникло желание заняться дизайном группы. Они придумывали идеи и все вместе мы воплощали их в жизнь.
В нашем коллективе выделился актив, и как не странно, в него вошли те, кто изначально сопротивлялся нашему коллективному сотрудничеству. Они стали генераторами идей.
Очень сложно создавая коллектив контролировать развитие каждой личности в отдельности. Поэтому я прибегла к педагогическому наблюдению.
Не смотря на то, что мы действовали одной командой, каждый из членов коллектива выделялся как личность. На протяжении всего времени я наблюдала за каждым ребенком. Мною были заведены дневники наблюдения. На каждом этапе я фиксировала поведение детей, их эмоциональное состояние, способность к самостоятельной активности, планированию, активным действиям и положение, занимаемое в коллективе, желание участвовать в коллективном творчестве и приятию воспитателя как рядового члена коллектива. (рис № 3)

№ 1 Желание участвовать в коллективной деятельности.
№ 2 Отказ от сотрудничества.
№3 Неприятие воспитателя как члена коллектива.
Из диаграммы видно, что дети стали более контактными, приняли позицию члена коллектива и впустили в свой мир воспитателя.
На позиции соучастника группы мне было легче корректировать процесс развития личности ребёнка. Причем, этот процесс протекает в более щадящем режиме, если бы это происходило в рамках обычных воспитательских часов. Мною было доказано, что в коллективе, где педагог стоит на одной ступени с детьми и является единомышленником детей, «играет с ними в одни игры», своим примером задает тон действиям, является примеров, происходит более гармоничное развитие личности воспитанников.


Выводы:
1. В условиях детского дома возможно создание педагогических условий, позволяющих педагогу стать неотъемлемой частью детского коллектива, стать единомышленником для полноценного формирования личности ребёнка.
2. Для создания коллектива единомышленников воспитателю необходимо овладеть педагогической технологией – искусством прикосновения к личности ребёнка.
3. Педагог, работающий над созданием коллектива единомышленников должен придерживаться идеи педагогической поддержки.
4. Для создания коллектива единомышленников воспитателю необходимо обогатить педагогическую деятельность гуманистическими личностно-ориентированными технологиями воспитания.
Заключение.
Специфика работы с сиротами заключается в приятии или неприятии педагога воспитанниками. Только разобравшись в перипетиях сиротской жизни, научившись понимать и принимать детей, становиться с ними на одну ступень можно добиться их расположения. Чтобы научиться жить (не работать, а именно жить) в сиротском коллективе, необходимо завоевать их доверие, показать свою незаурядность, интеллигентность, умение понимать их мир, их музыку, их увлечения, свою креативность.
Не менее важным условием для сохранения атмосферы единомыслия в коллективе является терпимость и сдержанность, умение всё видеть, но далеко не на всё реагировать.
Данная проблема является актуальной, так как произошли изменения в жизни общества, повлекшие за собой кардинальные изменения в сознании людей. Переосмыслены модели воспитания. На смену авторитарности пришла демократичность в общении взрослых и детей. Воспитанники стали более раскрепощенными, контактными, менее закомплексованными, педагоги же, привыкшие к авторитарности в воспитании, не принимают позицию своих подопечных. Происходит конфликт.
Необходимо найти способы привлечения детей к совместной с педагогом деятельности, методы работы с ними, особенно актуальна данная проблема с детьми-сиротами, привыкшими жить «каждый за себя» и немеющими существовать по отдельности.
Принятие позиции в воспитании, при которой будет наиболее комфортно и воспитателю и воспитуемым, принятие детей такими, какие они есть, «заражение» целью, задачей и деятельностью, и «внедрение» таким образом, позитивной модели поведения, приводит к тому, что такое сообщество можно будет назвать коллективом единомышленников.
Мною были использованы методы совместного рисования и коллективной творческой деятельности (КТД).
Совместное рисование – это не рисование как вид продуктивной деятельности самих детей, а особый метод взаимодействия. Педагог только направляет творчество в нужное русло, провоцируя их на действия. Данный метод позволяет максимально развивать творческие способности воспитанников, их умение быть звеном коллектива, планировать деятельность.
Одним из главных принципов методики коллективной творческой деятельности (КТД) является чередование творческих поручений (возможность испытать себя на руководящих и подчинённых ролях). Этот метод самый оптимальный для создания коллектива единомышленников, так как позволяет участникам максимально развивать свои личностные стороны. Используя метод (КТД) я добилась более высоких результатов, по сравнению с обычными воспитательскими часами. Так как на данных занятиях процесс воспитания происходит в легкой непринужденной обстановке, и педагог является одним из членов коллектива, а не контролирующим компонентом.
Использование этих методов позволило плодотворному созданию коллектива единомышленников.
Список литературы.

1. Корчак Я. Как любить ребёнка. Екатеринбург, У-Фактория, 2008.-380с.
2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Москва, Педагогическое общество России, 1999.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Аз36, 1996. - 928с.
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское педагогическое общество, 2000. -192с.


Авторские права: Французова Ю.Л.


Пожалуйста, оцените конспект - Научное исследование на тему "Психолого педагогические основы взаимодействия педагога и детей как коллектива единомышленников":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: Французова Юлия 14 апреля 2011 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн