Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Активизация познавательной деятельности младших школьников - из опыта работы. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Активизация познавательной деятельности младших школьников - из опыта работы. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени
Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . План работы. Глава 1. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики § 1. Развитие логического мышления § 2. Развитие познавательной активности Глава 2. Практическое применение всех видов задач, способствующих развитию познавательного интереса у учащихся на уроках математики. § 1. Игровые моменты на уроках математики. § 2. Сказочные задачи. § 3. занимательные логические задачи. § 4. Загадки. § 5. Ребусы. § 6. Весёлые стихи. § 7. Задачи на сообразительность Глава 3. Вывод. Приложение. Оглавление. 1. Активизация познавательной деятельности…………………..3 2. Развитие логического мышления………………………………3- 4 3. Развитие познавательной активности………………………….4- 5 4. Игровые моменты на уроках математики……………………...5- 6 5. Сказочные задачи………………………………………………..6- 7 6. Занимательные логические задачи……………………………..7 7. Загадки……………………………………………………………7- 8 8. Ребусы…………………………………………………………….9 9. Весёлые стихи……………………………………………………9 10. Задачи на сообразительность……………………………………9 11. Вывод……………………………………………………………...9 - 11 12. Приложение……………………………………………………...12- 30 13. Список литературы………………………………………………31 МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Глава I. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач начального обучения. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Линия на развитие познавательных процессов учащихся достаточно четко прослеживается и в действующих учебниках по математике начальной школы: в них увеличено число упражнений направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся, на умение проводить анализ, сравнивать предлагаемые объекты, фигуры, процессы, подмечать скрытую закономерность и т.д. Однако, как показывает практика, предложенные в новых учебниках упражнения развивающего характера нуждаются в дополнительном расширении и обогащении большим числом специальных заданий, задач и упражнений содержательно – логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях, поданных в определенной системе. Введение в курс математики начальных классов целесообразно подобранных задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов детей, обновление вслед за этим методов и средств обучения будет способствовать как повышению качества знаний и умений, так и более интенсивному МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . математическому развитию младших школьников, интересу к предмету и к познанию в целом. §1. Развитие логического мышления. Развитие логического мышления – это тоже одна из главных задач начального обучения. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приемов развития мышления. Положительное влияние на логическое мышление младших школьников оказывают подобранные нестандартные задачи, в основу которых входит активное формирование мыслительных операций. Логическое мышление младших школьников основывается на решении нестандартных задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности логического мышления является регулярное применение на уроках математики и во внеклассных занятиях нестандартных задач. Как известно мышление тесно связано с обучением, поэтому развитие логического мышления, основанное на решении нестандартных задач, поможет ученикам развить логическое мышление. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших, особенно при изучении математики, физики, химии. Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний. Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки, умения, применять их на практике. В связи с этим нужна такая организация обучения, при которой бы дети включались в работу. Внеклассная работа, работа в классе могут осуществляться в различных формах обучения: внеклассное занятие, математический утренник, математический кружок, конкурсы, олимпиады. Вся эта работа преследует следующие основные цели: 1. пробуждение развития устойчивого интереса учащихся к математике; 2. расширение и углубление знаний по математике; МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . 3. развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать; 4. воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной. §2. Развитие познавательной активности. Пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике осуществляется в различных видах деятельности младшего школьника. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия её развития у младших школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения. Ученые определяют познавательную активность как «качество» деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно – волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели. Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей. Необходимо знать конкретные проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока. Глава 2. Практическое применение всех видов задач, способствующих развитию познавательного интереса у учащихся на уроках математики. Возвратными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. Заинтересованность ученика можно формулировкой цели задания: предложением найти закономерности в наблюдаемых фактах, сделать выбор из нескольких решений или найти эти разные решения, найти и исправить чьи – то ошибки. Как сделать самое обычное задание интересным, увлекательным, красивым, - это зависит от творческих усилий учителя. Ещё Н.К. Крупская считала, что «Самое интересное – это то задание, которое максимально развивает самостоятельность ребёнка, будит его мысль». МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . § 1. Игровые моменты на уроках математики. При организации урока, учитель должен стремиться к тому, чтобы каждое занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятию, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры вводится в занятия. Всякая игра, предложенная на занятиях математикой, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаются с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кито верней? Кто Быстрей?» «Отвечай сразу!», «Получи сдачу!». При закреплении с учащимися таблицы умножения часто используется игра «Теремок». На доске висит таблица, на которой изображен Теремок. Окошечки в нем закрыты карточками с примерами. Если ребенок правильно решил пример, то окошечко открывается, и дети видят, кто в «Теремке» живёт. Так же проводится игра «Поймай рыбку!». На таблице с изображением озера в прорезях на ниточках рыбки. Ученики за ниточку вытягивает рыбку. Если пример решен не правильно, то рыбка отпускается в озеро. (Приложение № 1. Игровые моменты на уроках математики) §2. Сказочные задачи. В каждый этап урока можно включать занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Среди занимательных задач видное место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными сюжетами, сказочными образами. Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Поэтический образ и абстрактная мысль, сухое рассуждение! Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Тем самым эти задачи МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . оживляются. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Действительно, опыт показывает, что встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляют их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает его интерес к математике. В то же время важна и обратная связь: встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребёнка ещё раз почитать литературное произведение, поразмыслить над ним. При составлении задач в сказочной форме надо стремиться, чтобы ситуации задач соответствовали духу самой сказки: борьба за справедливость Ивана и коварство Кощея Бессмертного, верность дружбе неунывающего Буратино и стремление поживиться за чужой счет Алисы и кота Базилио, стремящийся к цели Муравьишко и т. д. Симпатия детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. (Приложение № 2. Сказочные задачи.) §3. Занимательные логические задачи. Строит дом с одним окном (дятел). 2. Деревянные сестрички, Две сестрички – невелички, Застучали по бокам Я ответил: трам – там – там (Барабан) 3. Разных три имеет глаза, Но откроет их не сразу: Если глаз откроет красный – Стоп! Идти нельзя, опасно! Желтый глаз – погоди! А зеленый – проходи! (Светофор). 4. Четыре синих солнца У бабушки на кухне, Четыре синих солнца Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины До завтра солнца не нужны. (Газовая плита) 5.На лесенке стремянке, Развешаны баранки. Щелк да щелк – пять да пять, Так мы учимся считать (Счеты). 6.На дворе переполох, С неба сыплется горох, Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (Град) 7. Приказало солнце – стой!, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет- Рухнул мост, а щепок нет (Радуга) Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и написать или показать её. Такие загадки, как стихотворения С.Я. Маршака « От 1 до 10». «Весёлый счет» - помогают детям запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию. Первоклассники с удовольствием откликаются на предложение учителя подумать, какая цифра о себе сказала: МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружков, Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружков! Или отгадать, что это за цифра: Вид её – как запятая, Хвост крючком, и не секркт: Любит всех она лентяев, А Её лентяи – нет. ( двойка) При изучении нумерации чисел можно предложить следующие загадки: Двенадцать братьев Друг за другом ходят, Друг друга не обходят. (Месяцы) Тридцать три родных сестрицы Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся (Буквы). Две сестренки, две плетенки Из овечьей шерсти тонкой Как гулять – так надевать Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) В десять одежек плотно одет Часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовёшь Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук). Есть у меня работники Во всем помочь охотники Целый десяток Верных ребяток! (пальцы). Четверо ребят в одной шубе сидят. А пятый в шубёнке Стоит в сторонке. (Рука в варежке) Пять ступенек – лесенка. На ступеньках – песенка. (ноты) Братьев этих ровно семь Вам они известны всем Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом Попрощается последний – МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Появляется передний (Дни недели). Дом чудесный – бегунок На своей восьмерке ног День-деньской в дороге: Бегает аллейкой По стальным ступенькам (Трамвай). Восемь ног, как восемь рук Вышивают шелком круг Мастер в шелке знает толк Покупайте, мухи, шелк! (Паук). Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружочков Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружочков (Восьмерка) МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Приложение № 5. Ребусы. Назначение: * формирование прочных вычислительных навыков • умение производить арифметические действия. МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . 3 (витрина) (полка) 2 МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . (Австрия) Приложение № 6. Весёлые стихи. Путешествие в сказочное королевство, где весело живут все десять цифр. Назначение: * пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике; *развитие творческой самостоятельности; * закрепление последовательности натурального ряда чисел, закрепление навыков счета. 1. Рисовал я единицу, Получилось – ну и ну! Настоящая ракета Для полета на луну. Как стрела помчусь я в небо. Где ни разу до меня. Ни один мальчишка не был Самым первым буду – Я! 2. А вот это – циыра два Полюбуйся какова: Выгибает двойка шею, Волочится хвост за нею! Отвернитесь на минутку, Превратиться двойка в утку! 3. Три – это заклинатель змей Вышел с дудочкой своей. Перед ним танцует змейка – Хвост крючком, дугою шейка Ты на змейку посмотри – Да ведь это цифра – три! 4. Гляди – четыре – это стул, Который я перевернул. МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Цифра новая – четыре. Стол стоит у нас в квартире, Сколько ножек у него – У стола у твоего? 5. А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула Ножку круто изогнула. 6.Эта цифра – акробатка: То шестерка, то девятка. Цифра шесть – дверной замочек: Сверху крюк, внизу – кружочек.. 7. Вот семерка – кочерга. У неё одна нога. Цифра семь! Цифра семь! Цифра легкая совсем. Я косу принесу И срисую ту косу. 8. Диво дивное паук: Восемь ног И восемь рук! Если надо наутек – Выручают восемь ног. Цифра восемь так вкусна: Из двух бубликов она. 9. Цифра девять, иль девятка- Цирковая акробатка: Если на Глову встанет, Цифрой шесть девятка станет. Вот какая цифра есть – Перевернутая шесть. 10. Цифра вроде буквы О Это ноль, иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький Но не значит ничегошеньки! Если ж слева рядом с ним Единицу примостим, Он побольше станет весить, Потому что это – десять! МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Приложение № 7. Задачи на сообразительность. Назначение: *способствуют активизации мыслительной деятельности; * развитию логического мышления, сообразительности, памяти. 1. Два жучка бежали в домик Им навстречу муравей Сколько будет насекомых Сосчитай-ка поскорей! 2+1= 3 2. Пять весёлых медвежат За малиной в лес спешат Испугался вдруг один, Убежал и след простыл. Сколько смелых медвежат За малиной в лес спешат? 5 – 1 = 4 3.В день рожденья я Серёжке Подарил одну матрешку Мы её открыли, а там ещё четыре Сколько же всего матрешек у Сережи? 1 + 4 = 5 Сосед бобер на реке Строит домик на воде И пришли ему помочь: Папа, мама, сын и дочь И приятель паучок. Посчитай-ка всех дружок! 1 +1+1+1+1+1= 6. У белки в дупле Пять орешков в мешке Ещё три на полке Посчитай их, сколько? 5 + 3 = 8. Пять яблок в корзине В вазе четыре У Саши одно Сколько всего? 5 +4 +1 = 10. Девять совят в гнезде сидят Прилетела мама Сколько птичек стало? 9 + 1 = 10. В деревне у бабушки два поросенка, Белая козочка и два индюшонка, МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Если нам их сосчитать Всех их будет ровно (пять) Петя – петушок, Золотой гребешок, Зерна отыскал Курочек позвал Прибежали курочки: Две из переулочка, Три из-за поворота, Одна из огорода. А сейчас проверь, Сколько курочек теперь? 2 + 3 + 1 = 6 Полевая мама мышка Ищет всех своих сынишек, Двое спрятались на ветке У кукушки, у соседки. Трое спрятались в цветах. Трое в ягодных кустах. А один, ленивый самый Дома спит под одеялом. Растерялась мама – мышь Сосчитай мышей, малыш! Помоги их всех найти К маме – мышке привести! 2 +3 +3 +1= 9. Девять мышек жили в норке. Ели сыр, таскали корки. Жили мышки не тужили Вред хозяйству приносили И хозяин рассердился. Всех мышей поймать решил. Кошку злобную завел, мышеловку приобрел. Мышки не остерегались В первый день 6 штук попались Во второй и третий дни все попрятались они. На четвертый день опять вышли мышки погулять Кошка их подстерегала и еще одну поймала. Сколько же мышей опять выйдут завтра погулять? 9 – 6 – 1 = 2 Девять котят в прятки играли Девять лисят к ним прибежали Восемь лисят скрылись у речки МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Две в канаве, в темном местечке. Трое котят за забор убежали. Четверо в будку, их видно едва ли. Ну-ка проверь, - все разбежались? Или немногие все же остались? 9 + 9 – 8 – 2 – 3 – 4 = 1 Пять маленьких зайчат На лужайке в ряд сидят. Прискакали к ним три брата Им зайчата очень рады Прибежал ещё один Сосчитать мы всех хотим. Сколько же всего зайчат На лужайке в ряд сидят? 5 +3 + 1 = 9 МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Красюкова Людмила Ивановна, учитель начальных классов, высшей категории . Литература. 1. И.Я. Депман. Первое знакомство с математической логикой. – Л.: Общество «Знание», 1998г. 2. Б.И. Кордемский. Спрятанная арифметика. – Квант, 1997, № 3. 3. Л.М. Лихтарников. Логические задачи. Элементы математической логики. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1998г. 4. Л.М. Лихтарников. Волшебное зеркало мага. – Квант, 1994г. № 1. 5. Л.М. Лихтарников. Задачи мудрецов. – М.: Просвещение, 2002. 6. Л.Л. Цинман. Логические задачи. – квант, 1997, № 4. Авторские права: Красюкова Л.И Пожалуйста, оцените конспект - Активизация познавательной деятельности младших школьников - из опыта работы.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9058 |
Конспект прислал: Людмила 02 19 сентября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||