Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Консультация "Шесть граней ролевой игры" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Консультация "Шесть граней ролевой игры" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
«Шесть граней ролевой игры»
Даже жизни на краю, даже несколько за краем мы играем роль свою даже тем, что не играем. И. Губерман Чем дольше занимаешься ролевы¬ми играми, тем более проблема¬тично пытаться в краткой и внятной форме объяснить, что это такое. Ролевые игры пред¬ставляют собой целый сектор жизни нашего общества, пред¬ставленный собственно играми - культурными практиками, ролевым сообществом - многочисленными объединениями молодёжи, текста¬ми - своего рода субкультура¬ми - дикими ролевыми играми и педагогически одомашненными и т.д. и т.п. Что же делать? Один замечательный человек в годы моей юности объяснил мне особенности человеческого позна¬ния. Он говорил примерно так: представим модель и условимся, что мир, окружающий нас, - это шар, а наше сознание может удерживать только плоскостной образ. Отсюда самый простой образ шара - круг на бумаге. А самый сложный многогранник, при¬ближающийся к шару, не ставший ещё шаром, - куб. Итак, стандартный образ, доступный для познания мира (шара) - куб. Вот исходя из этой метафоры представим ролевые игры в качестве кубика - шестигранника. По крайней мере, некоторое представление, первоначальный образ это¬го явления постараемся нарисовать. Грань первая. Сегодня, наверное, вряд ли найдёшь чело¬века, который бы затруднился с ответом на вопрос: что такое ролевая игра? Вероятно, излишне упоминать, что ролевая иг¬ра предполагает: условность (вымышленность) ситуации, наличие ролей, скрытых или откры¬тых правил. Это или почти это можно сказать практически про любые игры. Дадим определение ролевой игре. Под роле¬вой игрой мы будем понимать ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях чётко определённой ситуации. Вторая грань. Она состоит в таинстве появления на свет ро¬левых игр. Благодатную почву для взращива¬ния такого экзотического фрукта, как ролевые игры, составили многие вещи. Традиции военных забав нашли любо¬пытное преломление в практике воен¬но-полевых игр «Зарница» и «Орлё¬нок», романтике тимуровской работе. Ещё одно педагогическое явление, ду¬мается, сыграло важную роль в воз¬никновении ролевых игр - практика коллективно-творческой деятельности и жизнедеятельность коммунарских объединений. Ролевые игры пре¬доставляли человеку возможность стать реальным субъектом социальных и по¬литических отношений, пусть в вообра¬жаемом мире фэнтези. Имеются свидетельства, что предпо¬сылки созрели в 1978 году, когда на экраны вышел советский музыкаль¬ный фильм «д'Артаньян и три мушке¬тёра», когда во дворах появились подростки, играющие в мушкетёров. Однако массового распространения ролевые игры не получили, видимо материал был недостаточно игроспособен. Насто-ящий фурор произвели книги англий¬ского писателя Джона Рональда Роуэла Толкиена. Можно много говорить о соответствии этих произведений потребностям человека: в мифологическом отражении действительности; в деятельном выходе за рамки обыденного; в восстановлении, избавлении, утешении (С.А. Шмаков); в выходе рефлексии на уровень бытийных вопросов и ценностей: добро и зло, власть, ответственность и долг, справедливость и милосердие и др. (Н.Ю. Гаврилова). Третья грань. Третья – многообразие ролевых игр (классификация ролевых игр). В любой классификации проявляется божественная ирония по отношению к человеческому познанию. Действительно, оснований для разделения ролевых игр на группы может быть выделено не мало. Поэтому не будем предлагать четкие критерии, просто назовем несколько видов ролевых игр. На первом месте разместим малые игры (МИГи, павильонки, кабинетки) – ролевые игры высокой степени интенсивности, в которых участвуют примерно от 11 до 25 человек, проходят они в кабинете. Четвертая грань. На любое педагогическое средство, думается, следует смотреть с диалектической позиции, если у него есть возможности для воспитания, обучения, развития и т.п. но следует понимать, что даже замечательное средство не является панацеей, то есть даже для решения вполне конкретной задачи имеются ограничения. Остановимся на возможностях ролевых игр в воспитании (образовании) учащихся. Как это ни странно, можно выделить две ценностные платформы, которые так или иначе работают через ролевые игры. Для лучшего понимания воспользуемся условными названиями: «эффективный коммуникатор» и «благородный рыцарь – благородная дама». Надо отметить, что платформы если не взаимоисключающие, то достаточно непохожие. Для «эффективного коммуникатора» характерны: нацеленность на результат, достигаемый «здесь» и «теперь»; детальное видение ситуации взаимодействия, активность, инициативность, предприимчивость, мобильность участника; терпимость к чужой мировоззренческой ориентации, самостоятельность и ответственность при принятии решений; ориентированность на поиск и привлечение внешних ресурсов. Ценностная платформа «благородный рыцарь» в своей крайней форме выражается в том, что некоторые люди, имеющие проблемы в сфере социального взаимодействия, замыкаются мысленно в образе «прекрасного эльфа», «брутального супергероя с двуручным мечом в одной руке и щитом – бронедверью в другой». Еще один потенциал ролевых игр – тренинг навыков делового общения, что предполагает освоение целого ряда умений: ориентация в межличностных отношениях, в различных ситуациях, конструирование способов решения коммуникативных задач, использование репертуара социальных ролей. У ролевой игры есть замечательная возможность – стимулировать активность участников. Это происходит за счет таких аспектов как: переживание азарта, приключений, эмоциональной напряженности, соперничества, успеха и поражения; снижение тревожности и опасений за возможный неуспех во взаимодействии, построение положительного образа «я» в собственном сознании; возможность проявить самостоятельность, свои сильные стороны, возможности и способности, получить удовольствие от процесса и результата игрового взаимодействия. Не будет большим секретом утверждение, что достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия. Ограничения использования ролевых игр в воспитании можно сформулировать так: 1. Процесс и результат ролевой игры созда¬ют возможности для анализа и рефлексии школьником собственного поведения, но без специально организованных когнитивных вы¬ходов названный потенциал реализоваться не может. 2. Интенсивность процесса ролевой игры обусловлена высокой степенью эмоциональ¬ности участников; с другой стороны, это об¬стоятельство препятствует включению воспи-танников в анализ и рефлексию собственной игры. 3. В ходе ролевой игры происходит форми¬рование социальной компетентности, однако решение игровых задач требует от участни¬ка наличия соответствующего опыта, то есть овладение способами взаимодействия сопряжено с преодолением трудностей. 4. Достижение успеха в ролевой игре обус¬ловлено «скольжением на грани правил». Пятая грань Пятая грань - это пространства психолого-педагогически целесообразного использования ролевых игр: общеобразовательная школа. В общеобразовательной школе возможны также различные форматы: форма органи¬зации учебного и воспитательного процес¬са, отдельный урок или внеклассное мероприятие, содержание жизнедеятельности любительского объединения. Конечно, построить вёсь об¬разовательный процесс средствами роле¬вых игр весьма проблематично: во-пер¬вых, нужен изрядный энтузиазм и жела¬ние, а во-вторых, такой подход резко противостоит традиционной системе обще¬образовательной школы. Что говорить, позиция учащегося кардинально меняется, когда, для того чтобы «выиграть борьбу за живучесть космического корабля», не-обходимо освоить основные представления , об электричестве. На первый взгляд, всё просто. Однако роле¬вые игры - достаточно трудоёмкие формы организации совместной деятельности, поэтому... Шестая грань Эта грань ролевых игр - технологическая. Ролевые игры весьма трудоёмкая вещь, для её проведения даже на уровне досуговой формы (без ясной педагогической це¬ли, а в режиме «провести интересно время») требуется много усилий. Начать нужно с самой разработки иг¬ры, искусством написания ролевых игр владеет не такое большое число людей. Причём написание игры - процесс сложный и, несомненно, творческий. Следует весьма серьёзно отнестись к мнению, что ролевые игры - это один из современных видов самодея¬тельного художественного творчества и любительского искусства. Единствен¬ное, что в этом смысле упрощает зада¬чу организатора ролевой игры, так это появившиеся издания и интернет-кол¬лекции разработок. Однако, даже по¬лучив текст игры, организатору при¬дётся потратить много усилий для то¬го, чтобы адаптировать игру к той группе, которая реально у него имеется. Итак, шесть граней кубика ролевых игр промелькнули перед вами. Удалось нам нарисовать картинку этого явления? Будем надеяться, что удалось. НО Пожалуйста, оцените конспект - Консультация "Шесть граней ролевой игры": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
915 |
Конспект прислал: школа прогресс 2 апреля 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||