Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть русское видео

Официальный сайт moscowout 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Конспекты уроков по литературному чтению: "Сказки Андерсена"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспекты уроков по литературному чтению: "Сказки Андерсена"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Конспекты уроков по биографии и сказкам Андерсена

Урок 1. Знакомство с писателем.
Тема. Как становятся сказочниками? Знакомство с писателем.
Цель. Познакомить учеников с биографией Г.X. Андерсена. Обсудить важные нравственные проблемы: верности своему предназначению, отношения к миру при внешне неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Работать над первичным представлением о соотношении художественного образа и прототипа (понятие дается в старших классах). Познакомить со сказками Андерсена, имеющими автобиографические элементы («Ребячья болтовня»).
Учитель. Вы знаете, что в любом произведении литературы, принадлежит ли оно к лирике, эпосу или драме, существует «я» и существует «мир», «я» и «мир» как-то взаимодействуют. До сих пор мы смотрели на «мир» со стороны «я» (т.е. пытались выяснить авторскую точку зрения, авторское видение мира и то, как оно отразилось в тексте). Попробуем взглянуть с другой стороны: как «мир» может повлиять на «я».
? Как мир может помочь сказочнику стать сказочником?
Разобьем этот вопрос на «маленькие», частные.
? Как вы считаете, какой период жизни наиболее значителен для становления сказочника и почему? Детство? Отрочество? Юность? Зрелость? Старость?
На доске выписываются названия периодов жизни, регистрируются предлагаемые детьми ответы. Окончательная запись на доске — наиболее частый ответ с мотивировкой
Доска.
Наиболее значительно для становления сказочника детство, потому что:
• развивается фантазия – ребенок еще не знает мира, только знакомится с ним, и потому «домысливает» его и объясняет по-своему; мир большой, таинственный и новый – вся жизнь впереди, и ребенок много мечтает, воображает, какой она будет;
• детство – время «суеты» и забот о выгоде; в какой бы бедной семье ни родился ребенок, во младенчестве и раннем детстве ответственность за его «хлеб насущный» лежит на родителях;
• в жизни ребенка много места занимает игра, т.е. творческое преображение мира;
• дети доверчивее и искреннее взрослых, еще не умеют скрывать свои чувства, как хорошие, так и плохие;
• детям часто рассказывают сказки.
? Где (в большом или маленьком городе, деревне; недавно ведущем свою историю или старинном уголке), когда (в какую эпоху), в какой семье (богатой или бедной, знатной или незнатной) лучше родиться сказочнику?
1. Сказочнику лучше родиться в городе, потому что у города богаче история и связи с миром: там может быть и порт, где собираются люди разных стран, и рынок, куда привозят товары купцы из других городов. Они могут рассказать много интересного, волнующего, загадочного. Но город не должен быть очень большим и промышленным: в таком городе все суетятся, мало кто знает друг друга, там меньше зелени, природы, красоты, большие дома и тесные улицы. В маленьком же городе жизнь нетороплива, больше возможностей задуматься, вглядеться в то, что занятому человеку кажется «мелочами». Круг людей теснее, всезнают друг о друге какие-то истории, интересуются друг другом. Город должен быть старинным, а не недавно построенным – там о каждом месте существует какое-то предание. Сказочник должен знать эти предания не из книг, а как бы от самого города, людей, его населяющих.
2. «Лучшие сказочники родились в прошлом», «сто лет назад»; «в наше время сказочником быть трудно», «не хватает романтики», «люди слишком много знают и могут объяснить все чудесное естественными причинами», «люди слишком деловые», «сейчас время не сказок, а научной фантастики», «в мире не осталось тайн». «Сказочники стали рождаться тогда, когда появилась письменность, иначе они не смогли бы записать свои сказки. Даже если бы авторские сказки создавались до этого, люди, пересказывая первые варианты, изменили бы их, и перед нами были бы фольклорные сказки, отражающие представление о мире целого народа, а не одного человека».
При ответе на третий вопрос мнения разделились.
3. а) Сказочнику лучше родиться в бедности: у бедного ребенка больше возможности общения с людьми, потому что родители меньше обращают на него внимания из-за работы, а богатого «пасут» няньки и бонны, ему не разрешают играть без присмотра, общаться с детьми других сословий; у бедного ребенка больше страданий, поэтому он больше сочувствует другим людям, а богатого слишком балуют; у бедного нет книг, поэтому ему чаще рассказывают сказки, да и сам он чаще придумывает себе истории, а богатый только представляет в своем воображении то, что прочитал в книжке; бедный трудолюбивее, он надеется только на себя.
б) Сказочнику лучше родиться в богатой семье: у богатого больше досуга, возможности задуматься; если у богатого и у бедного любящие хорошие родители, то выиграет богатый, потому что родителям не надо добывать хлеб насущный, они не нервничают и не озлобляются, уделяют ребенку больше времени; дают образование, больше возможностей видеть прекрасное – книги, музеи, театр, красивых дам и кавалеров – развивается вкус; есть возможность обучаться живописи, музыке, языкам, риторике, можно с детства сочинять и записывать свои сочинения; если семья знатная, то в ней существуют семейные предания, гордость своим родом, может быть родовой замок или поместье.
Краткие итоги беседы записываются.
Учитель. Проверьте, верны ли ваши предположения, прослушав рассказ о детстве Андерсена . В ваших записях подчеркните то, что подтверждается фактами жизни писателя. Конспективно запишите основные даты, а также те события, обстоятельства детства Андерсена, которые, на ваш взгляд, особенно повлияли на выбор им судьбы сказочника. Вспомните названия сказок, эпизоды, в которых, по вашему мнению, как-то «проросли» впоследствии детские впечатления.
«Ханс Кристиан Андерсен1 родился 2 апреля 1805 года в одном из самых старых городов Дании – Оденсе, на острове Фюн... В начале XIX века Оденсе – второй по величине город Дании — насчитывал несколько тысяч жителей... Оденсе был преимущественно городом бедноты. По улицам бродили толпы бездомных, они переходили от одного дома к другому и просили милостыню. На окраинной улице Оденсе жила и семья будущего сказочника. Семья была небольшая: отец, Ханс Кристиан Андерсен-старший, — башмачник. Мать, Анн-Мари, – прачка. И был у них мальчик, худенький, тщедушный, со светлыми голубыми глазами. Семья Андерсенов с трудом сводила концы с концами. Хотя бабушка маленького Ханса Кристиана и любила рассказывать, что их предками были богатые гамбургские купцы и что семья их знавала лучшие дни, но на долю ближайших родственников мальчика таких дней выпало совсем немного. Дедушку – талантливого резчика по дереву – Андерсен помнил только оборванным, голодным, больным стариком. Его именем пугали детей. Ханс Кристиан никогда не забывал, как дразнили его мальчишки, предсказывая, что он будет сумасшедшим, как и дед.
Отец Андерсена, одаренный и способный человек, был большим книголюбом и мечтателем. Но ничего из того, о чем он мечтал, не сбылось. Он мечтал о гимназии, учиться в которой ему так и не довелось, о сельской жизни, которой так и не изведал... Мать Андерсена, крепкая, жизнерадостная, неунывающая женщина, работала с утра до вечера... Но даже эта жизнь, полная лишений, казалась ей прекрасной по сравнению с детством, когда маленькой Анн-Мари приходилось нищенствовать... Все годы детства маленький Ханс Кристиан проходил в деревянных башмаках и старой, но чистой, тщательно залатанной одежонке. Первые свои знаменитые сапоги со скрипом и перешитый из отцовского костюм мальчик надел, когда ему исполнилось 14 лет. Андерсену постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта.
Но в этой жизни были и свои радости, простые и вместе с тем необыкновенные... «Хотя Андерсен вряд ли что-нибудь сочинил в Оденсе, можно утверждать, что Оденсе постоянно заставлял его сочинять», – писал впоследствии один из соотечественников писателя.
Ханс Кристиан любил дом, в котором жил. Навсегда осталась в памяти будущего сказочника чистая, тщательно прибранная комнатка в два окна, книжная полка, сапожный верстак и маленькая кухня, ящик с петрушкой и луком за окном, куст бузины во дворе. А вокруг был мирпрекрасной фюнской природы. «Да, Фюн – чудесная страна», – вспоминал Андерсен, называя родной остров «садом всего датского королевства». Он хорошо знал раскинувшийся за рекой темный бор с голубыми рвами, сады и дворы, заросшие гигантскими лопухами, в которых копошились бесчисленные улитки. На реке, затянутой листьями кувшинок, величаво плавали белоснежные лебеди, на лугах гордо вышагивали аисты... По воскресеньям мальчик часто ходил гулять с отцом. Узкая проселочная дорога приводила их в буковый лес. Очень скоро отец, устав за неделю, погружался в дремоту, а мальчик, опьяненный чистым воздухом и привольем, бегал по полянам, плел венки и собирал землянику. С детства он любил наблюдать жизнь растений: вот еще только набухает почка, а вот уже увядает желтый листок. Очень редко к мужу и сыну присоединялась занятая вечной стиркой Анн-Мари. В такие дни весенние цветы и зеленые ветки украшали бедную комнатку.
А сколько интересного было на улицах Оденсе! В детстве Андерсен очень любил старинные народные праздники, которыми славился его родной город. «...Все старые обычаи и народные праздники встали теперь в поэтическом, сверкающем блеске в моей памяти», – писал он в 1829 году.
Каждый год 1 января громкая музыка нарушала сонную тишину городка. Весело играли трубы, бойко стучали барабаны. «Это городской оркестр зазывает Новый год», – говорили в народе. Любил мальчик и праздник масленицы, когда в один из весенних дней улицы заполняли мясники в белых фартуках и красных колпаках. Приставив к плечу блестящие топорики, они шествовали под звуки музыки, ведя на поводу убранных лентами лошадей. Потом к берегу реки причаливали украшенные флагами лодки. Из них выходили матросы, и начиналось новое шествие. Впереди шли музыканты со скрипками и флейтами. А когда праздник подходил к концу, двое матросов, стоя на доске, проложенной между двумя лодками, начинали бороться: кто сильнее? Боролись долго. Побежденный под громкий хохот мальчишек падал в воду.
Андерсену-ребенку родной город казался таинственным и прекрасным, дома — огромными, улицы – бесконечными. Почти каждый дом был связан с каким-нибудь преданием. Вот дом бывшего оденсейского советника Оле Баггера. Издавна шла в городе молва о его богатстве и расточительности. Рассказывали, что однажды к нему в гости должен был прийти сам король, которому Оле давал деньги в долг, и советник затопил камин поленьями из самых ценных пород дерева.
– Зачем ты это сделал? — спросил король.
– Чтобы доставить радость Вашему величеству, – ответил Оле. – В другой раз поленья будут еще более драгоценными.
И вот, когда в его доме снова появился король, советник сдержал слово... Он бросил в горящий камин королевские долговые расписки... Но Оле был щедр и великодушен только к богачам. С бедняками он был жесток и груб. Как-то он ударил маленькую служанку, и ее мать напророчила ему: «Все твои корабли пойдут ко дну!» Так оно и случилось.
Над городом возвышался старинный готический собор святого Кнуда, названный так в честь короля, который правил Данией в конце XI века. У городской ратуши стоял памятник воину с короной на голове и с обнаженным мечом в руках. Это и был король Кнуд... Ходили в Оденсе и легенды о подземном ходе, который проложен под рекой и ведет к монастырю рядом с собором святого Кнуда, о таинственных огнях, которые часто загораются на вершине Монастырского холма, о призраках умерших монахов, разгуливающих по Монастырскому болоту... Но больше всего историй было связано с рекой, которая пересекала весь город. Вот здесь с берега кинулась в воду юная монахиня. Чуть подальше — Колокольный омут. И о нем существует предание. Когда в городе умирает богатый человек, со дна реки раздается колокольный звон. Если внимательно вслушаться в это мерное и торжественное «Динг! Данг!», то можно услышать древние были. Их рассказывает старинный колокол, который некогда сорвался с башни той церкви, где был убит король Кнуд... Предание рассказывает, что в Колокольном омуте обитает водяной — родственник домовых и троллей. Водяной жесток и ежегодно требует человеческих жертв... Название (города) историки языка связывают с именем легендарного бога Одина – верховного божества древних скандинавов. Слышал мальчик и предания о благородной даме, танцевавшей с двенадцатью рыцарями до тех пор, пока все они не упали замертво, и о супруге епископа, пожелавшей, чтобы ее похоронили вместе с любимыми кошками, о жестоких разбойниках и о девушке, горько плакавшей на могиле погибшего жениха. «...Мир, такой же богатый, как в «Тысяче и одной ночи», открылся передо мной», – писал позднее Андерсен...
Маленький Ханс Кристиан побывал и в театре, где давали мелодраму «Дева Дуная». Спектакль был далеко не из лучших. Но для мальчика он не прошел бесследно: он навсегда полюбил театр. Андерсен воображал себя героем увиденной пьесы. «Душа моя загорелась. Помню, как целыми днями простаивал я перед зеркалом, набросив на плечи передник наподобие рыцарского плаща», – писал он. Подружившись с разносчиком театральных афиш, Ханс Кристиан стал помогать расклеивать их на улицах. Взамен разносчик дарил ему афиши, и Ханс Кристиан, начитавшись заглавий пьес и имен действующих лиц, придумывал сам «комедии» и «трагедии»... он постоянно что-то придумывал и разыгрывал с куклами. Самодельных кукол у него было множество, и он сам шил им платья из обрезков кожи и ткани...
Но не только рассказы питали воображение впечатлительного мальчика. Очень многое он почерпнул из книг, которые читал ему отец. Андерсен и сам рано научился читать, и книги раскрывали перед ним мир во всей его мудрости и красоте. «Нет, я не был бедняком, как не был им и мой отец!» – вспоминал о своем детстве сказочник» (7-11).
После выборочного прочтения и обсуждения записей они дополняются.
Учитель. Мир вокруг маленького Андерсена был, кажется, как будто специально подобран для детства сказочника. Но так только кажется. Не одни Андерсены жили на окраинной улице, и у многих их соседей были дети. Стали ли они сказочниками? Мы ничего не знаем об этом.
? Обязательно ли должен был стать сказочником и Ганс Христиан? Как вы думаете: мог ли он быть кем-то другим? И если мог, то кем?
«Мог стать сапожником, как отец», «мог изготавливать куклы, или быть резчиком по дереву, или заняться другим ремеслом», «он мог так увлечься своими фантазиями, что стал бы совсем нищим». «Андерсен мог быть или сказочником, или никем; иначе он бы предал сам себя».
Учитель. Обратите внимание, никто из вас не предположил, что Андерсен попытался бы выбиться из нужды, перейти в иное сословие, стать купцом, разбогатеть.
? Как вы считаете, мог бы Андерсен разбогатеть? Обоснуйте свой ответ.
Не мог бы: «он не был достаточно жестким для этого», «тогда ему пришлось бы отказаться от всего, что он любил: от созерцания природы, от театра, от преданий, от фантазии, потому что при его бедности, чтобы стать богачом, он должен был всецело посвятить себя этому».
Учитель обращает внимание ребят на слова Андерсена: «Нет, я не был бедняком, как не был им и мой отец!».
? Как вы понимаете эти слова? Как они помогают дополнить ваши ответы?
Главная причина, почему Андерсен не стал богачом, в том, что ему это не было нужно. Его богатство – другого рода. У него были иные ценности, чем у Оле Баггера, который радовался тому, что достаточно богат, чтобы простить долги самому королю.
Домашнее задание. Вы знаете, что в детском мире Андерсена помогало ему стать сказочником. А что мешало? Запишите самые важные, на ваш взгляд, помехи.
Письменный ответ на вопрос «Как я понимаю слова Андерсена "Нет, я не был бедняком, как не был им и мой отец!"». Чтение сказки «Ребячья болтовня». О ком написал эту сказку Андерсен?

Урок 2.
Тема. Как становятся сказочниками? Продолжение.
1. Обсуждение домашнего задания.
? Что в его детском мире мешало Андерсену стать сказочником?
Бедность. Ведь для того чтобы писать сказки, нужно много времени; а где его взять, если все время уходит на добывание хлеба насущного (вспомним, как жили родители Андерсена, как отец его засыпал в прекрасном буковом лесу, потому что у него не было сил даже порадоваться природе)? Для того чтобы писать сказки, нужна свободная от тяжких мыслей и забот голова. Наконец, нужно образование, но его невозможно было получить сыну сапожника.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 6655

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Весна Зима
Розы Снежинки
Тепло Холод
Псалом о младенце-Христе Таблица умножения
Все живое Геометрически правильное,
сделанное – т.е. мертвое

? Почему Снежная королева в первый раз не подошла к Каю, а пролетела мимо?
Снежная королева – это гордое зло, которое не делает первого шага, а ждет, когда человек сам подойдет к нему. Да зло и не может подойти к человеку первым: если человек не сделает к нему шага, оно бессильно.
? О чем в первую очередь думает Кай, когда его увозит Снежная королева?
Не о бабушке, не о Герде, а о санках.
Домашнее задание. Прочитать третью историю. Подумать над вопросом: какого из остальных персонажей сказки «Снежная королева» напомнила старушка.

Урок 6.
Тема. Санки и красные башмачки.
Цель. Учить размышлять о серьезных нравственных проблемах (единство сущности зла при разных его обличьях), делать выводы, основываясь на тексте.
? Почему наш урок называется «Санки и красные башмачки»?
Кай думает о санках, забыв о Герде. Герда отдает самое дорогое, что у нее есть, – красные башмачки – ради того, чтобы узнать о Кае. Единственное ее огорчение – то, что Кай не видел ее в этих башмачках.
Обратите внимание на домик старушки.
Почему солдаты у домика деревянные? Какой свет в домике?
Солдаты – сделанные, неживые. Свет в домике не солнечный, а от цветных стекол.
? С чем сравниваются живые цветы?
Живые цветы сравниваются с картинками в книжках, рисунками на шляпе.
? Кто, как и старушка, любил неживое, сделанное?
Кай и Снежная королева, как и старушка, любили неживое, сделанное.
? На кого из остальных персонажей сказки «Снежная королева» похожа старушка?
Старушка похожа на Снежную королеву и Кая.
? Что происходит с Гердой после встречи со старушкой?
Она забывает все.
? С кем в сказке происходит то же самое?
С Каем после встречи со Снежной королевой.
? Почему старушка заставила Герду все забыть?
Герда ей нравилась, старушка хотела оставить ее у себя.
? Согласилась бы на это Герда без влияния чар?
Нет, но старушку это не интересует.
? Кто поступает так же?
Снежная королева.
? Есть ли в третьей истории слова, доказывающие, что старушка не думает о Герде?
«Она колдовала... для своего удовольствия». Она обращается с Гердой как с вещью.
? Может ли быть, что Герде было бы лучше у старушки? Зачем думать о равнодушном Кае?
? Как ей жилось у старушки?
? С кем Герда разговаривает?
С цветами.
? О чем говорят ей цветы?
«Каждый цветок грелся на солнышке и думал только о собственной своей сказке или истории». Старушка хотела и Герду сделать такой. Герда теряет самое себя. Оказывается, можно не только дать вещи живую душу, но и человека превратить в вещь.
? Почему в старушкином саду вечно сияло солнце, а на улице уже была поздняя осень?
Время остановилось.
? Когда для человека останавливается время?
Когда он перестает жить, умирает.
? У кого еще остановилось время?
У Снежной королевы. В ее царстве вечная зима.



Старушка Снежная королева
«Она продолжала расчесывать девочке волосы, и, чем дольше расчесывала, тем быстрее забывала Герда своего названого братца»
Вечное лето
Искусственный свет
Деревянные солдаты «Снежная королева еще раз поцеловала Кая, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних»

Вечная зима
Свет полярного сияния
Геометрическая правильность

При кажущемся (в мелочах) различии – сходство по сути.
Ученики на развороте тетради, делая записи на каждом уроке, начинают заполнять таблицу «Добро и зло у Андерсена» (по сказке «Снежная королева»).

Добро Зло
Память (боль) Потеря памяти (отсутствие боли, смерть)
Любовь ко всему
(цветам, птицам, людям) Любовь ко всему правильному, искусственному, геометрически совершенному
Забота о других – чем о себе Забота только о себе

Урок 7.
Тема. Дворец с ожившими снами.
Цель. Учить размышлять о серьезных нравственных проблемах, делать выводы, основываясь на тексте, сопоставлять характеры различных героев, обстоятельства их жизни.
Дальнейшая работа над представлением о двоемирии (само понятие еще не формулируется).
Учитель. Итак, путешествие Герды продолжается. И мы знакомимся с новыми героями – принцем и принцессой.
? Почему принцесса – умница, ведь она «прочла все газеты на свете и позабыла все, что в них прочла»?
Именно потому, что позабыла.
? Какое из занятий было для нее самым скучным? Почему?
Сидеть на троне.
? Какого человека она хотела себе в мужья?
? Когда вы читали сказку, вы сразу догадались, что жених принцессы – не Кай? Если догадались, то почему? Почему жених принцессы не может быть Каем?
Вспомните, как двигается Кай после того, как в него попали осколки, как он говорит, какие у него глаза. Теперь прочтите описание жениха принцессы.
? Что в нем не похоже на заколдованного Кая?
Живость: «глаза блестели».
Когда Герда идет по замку, она видит ожившие сны принца.
? Что особенного в этих снах? Мог ли видеть такие сны заколдованный Кай? Что увидел бы во сне он?
Для читателя ясно, что принц не может быть Каем.
? Почему же ошибается Герда?
Она ищет и любит прежнего Кая, а не того, каким он стал. Для нее как бы не существует «нового» Кая.
Представьте себе, что Герда не ошиблась и мужем принцессы действительно был Кай.
? Что бы почувствовала и сделала Герда?
Она бы порадовалась за Кая, что она и делает, несмотря на то что любит его.
? Что сделали бы старушка или Снежная королева?
Попытались бы сделать так, чтобы Кай принадлежал только им.
? Как описан двор принцессы? Что заколдованному Каю могло бы понравиться при дворе и что нет?



Понравилось бы Каю Не понравилось бы Каю
Гвардия вся в серебре, лакеи
в золоте Сама принцесса
Огромные залы То, что оживают сны
Золотые блюда Дикий лес
Жемчужный трон
Важность прислужников

Внимательно прочтите описание двора принцессы и отметьте места, где, по вашему мнению, присутствует авторская ирония. Прочтите эти эпизоды, попытайтесь объяснить, какими приемами она создается.
? Какова судьба принца и принцессы (эпилог)? Почему они покидают двор?
Они были чужими при этом дворе, слишком живыми и умными.
? Что является для Андерсена злом?
Дополняем таблицу. Тупость и важничанье
? А что является добром?
Ум, естественность, простота.
Вспомним начало «Снежной королевы», рассуждение о зеркалах.
? Есть ли в сказке люди, у которых зеркало – осколок, которым застеклили окно в доме (по главе о принце и принцессе)?
Это принц и принцесса, они покидают «узкий мир» и выходят в большой.
? Что помогло им стать такими?
Встреча с Гердой, ведь именно после нее они покидают свое королевство. Следовательно, наша любовь касается не только того, кого мы любим, кто любит нас, но и всех вокруг.
? А кому, по вашему мнению, Герда помогает «снять очки» из осколков зеркала?
Маленькой разбойнице.
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос «Если бы Кай был в замке, то какие бы сны увидел он?». Подготовить выразительное чтение любого эпизода с участием Маленькой Разбойницы, рассказать, какой она предстает из этого эпизода

Урок 8.
Тема. Злое добро и слабая сила.
Цель. Учить размышлять о серьезных нравственных проблемах (сила зла и сила добра, христианские ценности в сказке Андерсена), делать выводы, основываясь на тексте.
? Что говорится о характере Маленькой Разбойницы? Какие прилагательные его характеризуют?
Необузданная, своевольная, избалованная, упрямая.
? Какие забавы любит Маленькая Разбойница?
Щекотать оленя ножом, привязывать за лапки голубей, держать зверей в неволе.
? Как обращается Маленькая Разбойница с Гердой?
Отнимает ее вещи, угрожает убить, а потом отпускает.
? Почему в душе Маленькой Разбойницы происходит такой переворот? Было ли в ней что-нибудь, на чем этот переворот основывался, или это необъяснимое чудо?
Найдите и прочтите описание Маленькой Разбойницы.
? Какая деталь ее внешности привлекает внимание? Почему?
«Печальные глаза».
? Почему у нее печальные глаза?
Ей не нравится такая жизнь, она чужая среди разбойников. Чтение эпизодов, подготовленных дома.
? Как она говорит о матери?
«Моя безобразная мать».
? Почему она говорит Герде: «Лучше я сама убью тебя»?
Она считает остальных разбойников недостойными сделать это.
Вывод. Маленькая Разбойница видит все безобразие мира, в котором живет, и презирает его. Герда ей нравится именно потому, что она не такая, но выразить свои чувства Маленькая Разбойница не может: она привыкла быть такой, каковы окружающие ее люди.
? Зла или добра Маленькая Разбойница?
Добра по поступкам, груба, зла по манере поведения. Ее чувства неразвиты: она тянется к прекрасному, но не видит его, на ее глазах – очки из осколков.
? Какова дальнейшая судьба Маленькой Разбойницы?
Она тоже уходит из своего мира в «большой мир». Этому помогает встреча с Гердой, которая научила ее прекрасным чувствам.
? Почему финка не дала Герде силу двенадцати богатырей, оставила ее без рукавиц и без сапог? Не жестоко ли это?
Сила физическая не смогла бы ей помочь – тут нужна сила духа.
? В чем сила Герды?
В том, что она «невинный маленький ребенок».
? Как вы понимаете это выражение?
Здесь уместно вспомнить слова Евангелия: «Допустите детей приходить ко мне во всякое время», «будьте как дети».
Работа с таблицей, дополнение ее.
Добро может быть грубым с виду, зло – нежным и кротким (Маленькая Разбойница и старушка, умевшая колдовать). Сила же не в бицепсах двенадцати богатырей, а в том, чтобы во всех испытаниях сохранить душу ребенка.
Домашнее задание. Из описания чертогов Снежной королевы выписать слова, которые вам кажутся самыми важными.

Урок 9.
Тема. Ледяная игра разума.
Цель. Развивать навыки самостоятельного анализа художественного произведения. Учить выбирать из текста самое главное, делать выводы. Продолжить работу с христианскими мотивами сказки.
Проверка домашнего задания.
? Как вы думаете, что нравилось Каю в чертогах Снежной королевы?
Там было «холодно, пустынно, мертво и грандиозно», «горело так правильно, что можно было бы с точностью рассчитать», «лед треснул на тысячи кусков таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом» («фокус» – искусственное чудо, подделка под чудо), «зеркало разума, единственное и лучшее зеркало на свете».
? Где вы уже встречались с «огромным зеркалом»?
В начале сказки
? Какое слово должен найти Кай? Почему?
Слово Вечность, чтобы стать свободным
? Кто вечен и свободен?
Бог.
? Можем ли мы сказать, что зеркало разума — это и есть дьявольское зеркало? Почему Андерсен так относится к разуму?
Вывод. Вот как можно расшифровать метафору Андерсена: человек с помощью разума хочет стать Богом. Из-за этого пали и Сатана, и Адам, и Ева: они стремились к знанию, чтобы стать «как боги». Андерсен считал, что между «зеркалом разума» и «зеркалом дьявола» должен стоять знак равенства.
? Достигает ли Кай вечности?
Нет.
? Кому удается сложить это слово?
Герде.
? Как ей это удается?
С помощью молитвы и любви.
Учитель. «Бог гордым противится, смиренным дает благодать», вечность дается тому, кто к ней не рвется, думает и живет сердцем, любовью. Зло не просто, не однолинейно, надо смотреть в суть вещей («добрая» старушка, прекрасная Снежная королева). Зло – это дьявол, который может прельщать прекрасным и соблазнительным.


Авторские права: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ. Конспекты уроков для учителя литературы / Научный редактор – кандидат педагогических наук Л.Г Максидонова. – Москва, 2002.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспекты уроков по литературному чтению: "Сказки Андерсена":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: BellBell 6 апреля 2010 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата Киви кошелек

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн