"); Методическая тема:Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальных классах по образовательной модели «Гармония». » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методическая тема:Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальных классах по образовательной модели «Гармония».


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Методическая тема:Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальных классах по образовательной модели «Гармония».


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальных классах по образовательной модели «Гармония».

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Рассмотрим частные читательские умения.
1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно выделить.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по – новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Литература, являясь одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирует мировоззрение.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т. е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Работая по образовательной модели «Гармония» меня особенно заинтересовал предмет «Литературное чтение». В УМК вошли программа, учебники, тетради. Главной задачей является литературное развитие младших школьников, формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, совершенствование у детей навыка чтения. Курс направлен на решение важных общепедагогических задач: развитие личности ребенка, культуры. Также просматривается нерасчлененность обучения чтению с работой с текстом произведения и детской книгой. Единый курс позволяет одновременно учить детей восприятию литературного произведения, совершенствовать навыки чтения и обогащает речь учащихся средствами литературы, формировать основы самостоятельной работы с книгой, использовать умение работать с книгой на уроке. Главное место отведено отечественной литературе, но в круг чтения входят и зарубежные произведения. Такой подход позволяет дать представление младшему школьнику о единстве и многообразии литературы. С первых уроков обучения грамоте дети овладевают системой действий, умений навыков работы с произведением. Формируются читательские умения, усложняющиеся по мере взросления ребенка. Содержание курса определяется основными образовательными линиями: - развитие навыка чтения; - знакомство с некоторыми литературными понятиями; - формирование читательского умения; - развитие творческой деятельности; -формирование нравственно-эстетических ценностей. К каждому тексту в учебнике дается словарь, вводятся поправки, сноски. Этот материал для того, чтобы ученик сам смог учиться, разнообразие заданий в рабочей тетради. Заложен принцип системности, реализующийся на каждом уроке, в каждом разделе и теме, усложняясь от класса к классу. Этот принцип предполагает непрерывность и преемственность между разными уровнями литературного образования, обеспечивает успешность.
Учебный материал данного пособия содержит золотой фонд детской литературы: здесь есть и произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихи, рассказы и повести, произведения драматургии, а также познавательные статьи и очерки. Сами темы подсказывают учителю, чему нужно научить, работая над каждым разделом. Разделы подобраны с учетом возрастных особенностей.
При работе с данным учебником уделяется большое внимание литературному образованию младших школьников. Учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы» позволяет строить уроки с использованием широкого спектра методов и приёмов, использовать нестандартные формы ведения уроков, внедрять в практику своей работы уроки – проекты, интегрировать уроки литературного чтения с другими предметами.
Мне нравится работать по учебникам О. В. Кубасовой. Остановлюсь подробнее на учебнике для 2 класса. Литературные произведения систематизированы, что позволяет сформировать все стороны навыка чтения и первоначальные умения работы с художественным текстом. В первой части книги («Учимся читать») помещены произведения, которые способствуют развитию сознательности, правильности, беглости и выразительности чтения ( разделы «Читаем - думаем», «Читаем правильно», «Читаем быстро», « Читаем выразительно») В этой работе учителю помогают упражнения следующих типов:
:1 «Редактирование»
2. « Читай внимательно»
3.» Если трудно сразу читать целыми словами , первый раз читай плавно, по слогам, затем – целыми словами.».\
Пе – ре –ло – жи –ла ----- переложила
По –про – щал –ся ----- попрощался
4.»Читай плавно целыми словами»
5. Упражнения в орфографическом чтении.
Во второй части книги («Учимся работать с текстом») заложены элементарные основы литературного анализа художественного текста («Автор и его герои», «Слова, слова, слова,..», «План и пересказ»). Эта часть пособия направлена на формирование основных умений работы с текстом.
1. Умение вступить в диалог с писателем, чувствуя его авторское присутствие в тексте.
2.Умение представлять героя, характеризовать его мотивы, поступки.
3. Давать собственную оценку персонажу и событиям, описанным в тексте.
4. Знакомство на практическом уровне с различными явлениями художественной речи (работа с рифмой, над звукописью, над олицетворением, над сравнением, над эпитетами.
В третьей части книги (« В мире книг») кроме текстов в качестве учебного материала даётся определённый набор внетекстовых средств; обложка, титульный лист, предисловие содержание (оглавление), иллюстрации. В этой части пособия «Учимся работать с книгой» с помощью учебного материала, а также специальных заданий и упражнений формируются у учащихся следующие учебные умения и навыки работы с книгой:
- правильное название книги;
- самостоятельное знакомство с книгой перед её чтением;
- ориентировка в одной книге и в группе книг с помощью обложки, титульного листа,
В этой работе учителю помогают вопросы, задания и упражнения следующих типов:
- Догадайся по обложке книги, о ком в ней написано. Подумай, в какое время жил мальчик, который здесь нарисован. Как ты догадался? (Л. Толстой «Филиппок»)
- Определи по содержанию, где находится рассказ «Ёж» - в начале, середине или в конце книги. На какой странице? (Пришвин «Ёж»)
-Поищи дома (в библиотеке) и принеси в класс на выставку книги со стихами о животных. Выучи понравившееся тебе стихотворение.
- Дай название этой выставке книг.
В 3 классе предусматривается дальнейшее совершенствование навыка чтения, а также умений работы с текстом и с книгой, но уже не делается это учебной целью, относясь к ним как с средству для духовно – нравственного совершенствования и литературного образования. В связи с этим литературные произведения сгруппированы по темам, а не по учебной цели, как это было во втором классе.
Каков круг обсуждаемых в связи с чтением вопросов мировоззренческого характера, видно из формулировок тем: « Труд человека кормит, а лень портит», « Много хватать – своё потерять», « Тайное становится явным», «Унылая пора! Очей очарованье!», «Ежели вы вежливы», « жизнь дана на добрые дела», «Снег летает и сверкает», « Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь – волшебная страна»
В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом большое внимание уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), например, сказки, басни, рассказы, мифы и т. д., часто позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенности текстов, творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературоведческих представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего литературного развития и образования учащихся.
Поэтому общая логика расположения литературного материала и её соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во 2 классе --- накопление литературных представлений ( идейно – тематических и жанровых) в 3 классе ---- литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо –жанровых особенностей в 4 классе.
Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.


Авторские права: Каменкова Н. В.


Пожалуйста, оцените конспект - Методическая тема:Формирование читательских умений на уроках литературного чтения в начальных классах по образовательной модели «Гармония».:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Методическая тема:"Формирование читательского интереса."
  • «Сказка с книжной полки» - контрольная работа для учащихся 3 класса
  • Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (УМК "Начальная школа 21 ...
  • Тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс
  • Конспект урока литературного чтения для 1 класс:"Развитие восприятия худож ...
  • Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Э.Э. Кац (УМК Планета Зна ...
  • Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Э.Э. Кац (УМК Планета Зна ...
  • Пояснительная записка к урокам литературного чтения. 3 класс. Бунеев Р.Н.
  • Литературное чтение в начальной школе
  • Тематическое планирование, литературного чтение 4 класс, "школа 2100"


  • 4106
    Конспект прислал: Natalya45 20 ноября 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата