Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Коррекционно- развивающая программа направленная на развитие памяти младших школьников |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Коррекционно- развивающая программа направленная на развитие памяти младших школьников |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Пояснительная записка.
Начальная школа - наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребёнка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В начальных классах закладывается, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника очень ответственная задача. В руках учителя начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник – ещё маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально- психологическими особенностями. Память - один из важнейших психических процессов. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Также как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, при чём отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, а и то, что имело место в прошлом. Память это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновления в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на вас впечатление. Данная программа состоит из 15 занятий, которые объединены одной темой – «Путешествие». Каждое занятие состоит из комплекса игр и упражнений, которые направлены на развитие процессов памяти. Игровая форма позволяет включить всех учащихся в занятие, сделать его не только полезным, но и интересным. Цель программы - это целенаправленное и планомерное развития всех процессов памяти. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Организовать работу по обучению различным способам запоминания. 2. Проводить индивидуальную работу по корректировке некоторых сторон памяти отдельных учащихся. 3. Провести работу по развитию долговременной и оперативной видов памяти. 4. Организовать работу по повышению качества воспроизведения информации. В составлении данной программы использованы игры и упражнения из комплексов Н.Б. Истоминой, А.Л. Смирнова, А.Д. Андреева, Ж. Лаппа и др. За основу при разработке игрового сюжета была взят мультфильм Уолта Диснея «Утиные истории». Занятия разработаны таким образом, что учитель играет не роль наставника, а участника путешествия, который лишь направляет своих друзей на путь поиска сокровищ. Учитель также является создателем атмосферы таинственности, секретности, источником бесконечных идей и азарта. Только в этом случае, реализуя программу, можно достичь хороших результатов. Тематический план занятий. № Дата Тема Цель 1 «Набор в школу юных сурков». Введение игрового сюжета. Мотивация последующей деятельности. 2 «На поиски Затерянного города» Цель: Развитие процесса запоминания аудио информации. Запоминание способом группировки. 3 «Поиски карты путешествия» Развитие процесса запоминания и воспроизведения зрительной и аудио информации. 4 «Сквозь джунгли» Развитие зрительного запоминания и слухового запоминания и графического воспроизведения. 5 «Морские приключения» Продолжить работу по развитию запоминания и воспроизведения. Тренировать процесс припоминания. 6 «Зной пустыни». : Развивать процесс запоминания и длительного сохранения информации. 7 «Логово разбойников» : развивать процессы памяти через запоминание слуховой и зрительной информации. 8 «Заколдованные горы» Развивать зрительное и слуховое запоминание и воспроизведение информации. 9 «Пещера трёх водопадов» Развивать зрительное запоминание, а также графическое воспроизведение. 10 «Хранители Затерянного города» Развивать быстроту памяти, а также запоминание способом группировки с последующим воспроизведением. 11 «Колесо времени» Развивать зрительное запоминание, формировать быстроту и точность воспроизведения информации. 12 «Сокровища Затерянного города» Подвести итоги путешествия, провести рефлексию деятельности. Занятие №1. «Набор в школу юных сурков». Цель: Введение игрового сюжета. Мотивация последующей деятельности. Оборудование: герой, объявление, требования к юным суркам, удостоверения, материал к игре «муха». Ход занятия. Ребята, сегодня приехал Скрудж Макдак. Ему нужна отличная команда для поиска Затерянного города. Есть одно условие: в путешествие могут отправиться только Юные сурки. Если вы хотите приключений, тайн и загадок, школа Юных сурков для вас. Но только самые внимательные, эрудированные, находчивые и с хорошей памятью смогут преодолеть всё. Для получения удостоверений Юных сурков пройти ряд испытаний. Путешественник должен уметь пользоваться картой и быть внимательным. 1 задание. «Куда полетела муха». На доске квадрат, разделённый на 25 маленьких квадратов. В одном из них сидит муха. Найдите, куда она села, если сначала она пролетела две клетки вверх, потом повернула направо и пролетела 1 клетку, затем повернула налево пролетела 2 клетки, повернула направо пролетела две клетки и на третью села. Следующее задание: «Эрудит». Выполняется дружно всей командой. Нужно ответить на вопросы и запомнить все ответы. Вот вопросы-шутки: 1. Из какого полотна не сошьёшь рубашку? 2. В каких лесах нет дичи? 3. В каком пятибуквенном слове пять о? 4. Горели три свечи. Две из них погасли. Сколько осталось? Ход занятия. Ребята. И так сегодня сборы перед отправлением в путешествие. Нам нужно приобрести всё необходимое для этого. Но самое главное Юный сурок должен всегда помнить правила. Кто может их рассказать? Скрудж принёс нам кассету, где записаны, те предметы, которые мы должны приобрести в магазине путешественника. Сейчас прослушайте запись и постарайтесь запомнить все предметы: ПАЛАТКА, КОТЁЛ, ВЕРЁВКА, СПИЧКИ, СПАЛЬНЫЕ МЕШКИ, НАБОР ПРОДУКТОВ, СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ АЛЬПИНИСТОВ, ЛОПАТА, РЮКЗАКИ, АПТЕЧКА. В этом магазине деньги не нужны, здесь в цене смекалка, внимание и хорошее настроение. На витрине чудо-коробка для простуженных и поцарапанных, если вам это нужно, то выполните действия в следующей последовательности: потянитесь, улыбнитесь, встаньте, поклонитесь, покружитесь и садитесь. Выполняйте. И так вы приобрели аптечку. Следующие предметы можно приобрести, расшифровав код: 19.17.10. 25.12.10. ; 12.10. 18.12.1. что вы из этого возьмёте? Ребята в словах перепутались слоги: ТА ЛО ПА, ПОР ТО, ЗА КИ РЮК. Какие из этих предметов нам сказал взять Скрудж? Что мы уже купили? Что осталось? Чтобы продавцы пополнили наши запасы, каждый запишите предметы, которых у нас нет на листочках. Мы – команда. Поэтому на нужен девиз. Скрудж очень хитёр. Единство всех поможет нам узнать все слова девиза. (Слова песни «Настоящий друг» записаны во 2 строчки на листочке. Нужно запомнить каждому свои слова и всем вместе рассказать девиз). Девиз мы будем помнить и часто повторять в нашем путешествии. Ребята, телеграмма от Скруджа у него пропала карта. Завтра отправляемся на поиски карты. Всем быть готовым к испытаниям. Пропуск в машину приключений только с улыбкой. До свидания. Занятие №3. «Поиски карты путешествия». Цель: развитие процесса запоминания и воспроизведения зрительной и аудио информации. Оборудование: поляна с цветами, учебные принадлежности. Ребята, наш девиз?… На поиски карты прибыли все. Братья Гавс похитили карту, разорвали её на много частей. Волшебный ветер подхватил кусочки и отнёс их на поляну Феи Памяти. Чтобы попасть на поляну нужно закрыть глаза и произнести тайный код: Неси меня сквозь время, Туда где помнят всё. Раз, два, три. Где же фея? А, вот она оставила нам задания. За каждым цветком спрятан кусочек карты. Выполним все задания и карта наша. 1 цветок. Прослушай ряд слов и запиши те слова, которые запомнил в произвольном порядке: ветер, зонт, корабль, листок, бабочка, дом, небо, ветка, сумка, тетрадь. Кто вспомнил, сколько слов? (спрашиваю того, у кого меньше всего слов, следующий добавляет те, которых нет у первого, но есть у него, и так пока не буду названы все слова). 2 цветок. Прослушайте название школьных принадлежностей. Теперь найдите, среди представленных на парте вещей те, которые не были названы. Предметы: ластик, ручка, пенал, тетрадь, карандаш, портфель, линейка, учебник, подставка, атлас, корректор. 3 цветок. Сейчас одному из вас будет передана информация, которую он должен передать как можно точнее следующему, так по цепочке. Последний передает мне. Если все важные сведения будут переданы верно, то получаете ещё одну часть карты. Если нет, то пробуем ещё раз. Информация: «13 марта 2005 года, в 12 часов Скрудж Макдак с племянниками Вилли и Дилли, должен приехать по адресу: Утиный проспект дом 5 квартира10 – для встречи с банкиром Селезнем». 4 цветок. Ребята, встаньте в круг. Задание такое: нужно как можно точнее описать внешность соседа. Жребий определил: в круг спиной друг к другу встают … и … . Все остальные следят за точностью описания. (На пары разбивают всех участников и дают им возможность перед описанием соседа посмотреть на него в течение 10 секунд). Ребята, теперь у нас есть все части карты. Соединим их. Посмотрите, внимательно на пункт отправления. Завтра мы должны пройти этот отрезок пути. Что ждёт нас там? Джунгли. И так завтра отправимся в путь «Сквозь джунгли». Занятие № 4 «Сквозь джунгли». Цель: развитие зрительного запоминания и слухового запоминания и графического воспроизведения. Материал: Карточки с деревьями, кассета с записью голосов птиц. Сегодня мы отправляемся сквозь джунгли на поиски сокровищ. Впереди ждут испытания. 1. «Запомни и нарисуй». Предлагаю ряд различных деревьев для запоминания в течение 1 минуты. Затем каждый зарисовывает на листе эти деревья. При правильном изображении часть деревьев с доски убирают. Впереди математические лианы. «Запомни числа». 3 5 9 7 13 5 Ответь на вопросы: 1. Сумма первого и последнего числа. 2. Сколько двузначных чисел. 3. Назови соседей по раду числа 7. 4. Назови все числа по порядку. Джунгли полны жизни. Здесь столько животных. «Узнай голоса животных» 1. Слон 2. Обезьяна 3. Лев 4. Гиена. Джунгли пройдены. Мы выполнили все задания. Какие трудности возникли? Как мы с ними справились? Завтра новые теперь морские приключения. Занятие № 5 «Морские приключения». Цель: продолжить работу по развитию запоминания и воспроизведения. Тренировать процесс припоминания. Материал: разрезные предложения, карточки с треугольниками, корабль и остров. Нам нужно попасть на остров. Капитан возьмёт на борт только самых честных, умных и отважных. Для вас испытание. Вот несколько высказываний. Внимательно слушайте и старайтесь запомнить. 1. Грязь – причина болезней. 2. Трусость – низкий поступок. 3. Лучший отдых – сон. 4. Москва – древний город. 5. Россия – великая держава. Теперь нужно вспомнить всё предложение по одному слову из него: 1.Трусость 2.Грязь 3. Сон 4. Россия 5. Москва. Мы на корабле. Здесь много тайн и загадок. Капитан предлагает вам посмотреть несколько изображений человечков. Запомните их. Теперь найдите этих человечков на дверях в каюту. Именно эти каюты приготовлены для вас. Все отдохнули. Корабль доставил на берег. Мы не раз еще вспомним мудрого капитана. Посмотрите на карту: впереди пустыня. Завтра продолжим путешествие. Занятие № 6. «Зной пустыни». Цель: Развивать процесс запоминания и длительного сохранения информации. Материалы: картинки с песчаными барханами и оазисами, карточки со словами, треугольники. Мы бредём по пустыне. Нам нужна вода. Оазис спрятан за барханами. Чтобы найти его, выполним ряд заданий. 1. Здесь знак. Запомните его. Теперь выложите точно такой же и первый бархан будет позади. 2. Следующий бархан переместится, если вы найдёте и запомните все ошибки в стихотворении. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. Синеет море перед нами, Летаю майки над волнами. Вспомните все ошибки. 3. Мудрость пословиц всем известна. Доскажи пословицу и оазис появится: 1) Все за одного – (один за всех). 2) Не имей сто рублей, (имей сто друзей). 3) Старый друг (лучше новых двух). Оазис перед нами. Живительная влага доступна нам. Каким наш путь был к оазису? Посмотрим в карту! Здесь вопрос. Что ж утро вечера мудрее. До завтра. Занятие № 7. «В логове разбойников». Цель: развивать процессы памяти через запоминание слуховой и зрительной информации. Материалы: лабиринт слов, ребусы, загадки. Что с нами? Мы попали к разбойникам. Как спастись? Что это? Слушайте: поляна, колесо, чашка, нора, лупа, весна, ведро. Запомните эти слова в таком же порядке. Охранник заснул. Попробуем найти выход из лабиринта. Двигаться будем по словам, которые вы слышали. На поворотах нас ждут ребусы и загадки. В путь! 1 поворот. 2граф (параграф). 2 поворот. Бел, как снег, в чести у всех. 3 поворот. Ве 4 поворот. Всегда во рту, но не проглотишь. 5 поворот. Какой колокольчик не звенит? 6 поворот. Полон хлевец белых овец. Выход. Повтори все слова лабиринта. Ребята, мы на свободе. Что было трудным в этом приключении? Что же будет завтра? К чему нужно быть готовыми? Занятие № 8 «Заколдованные горы». Цель: развивать зрительное и слуховое запоминание и воспроизведение информации. Материал: картинки гор, ряд слов, карточки. Перед нами высокие горы. Наш путь лежит через них. На вершине горы живёт огромная птица, которая перенесет нас через первую вершину. Посмотрите на эту птицу и постарайтесь её запомнить. Теперь, раскрасьте птицу точно так же, как вы её запомнили. У нас у каждого есть птица, и мы перемещаемся на другую сторону горы. Следующую вершину мы преодолеем с помощью волшебной палочки. Сейчас вы прослушаете заклинание и постараетесь его запомнить, а затем воспроизвести. Эни бени лёки паки тюль буль-буль Каляки шмяки Эус бэус краснадеус Бах!!! Повторите заклинание. Данное заклинание предъявляется 2-3 раза. Затем убирается ещё одна гора. Мы преодолели горы! Кто и что нам в этом помогло? Что мы для этого сделали. Завтра нас ожидают изумрудные водопады со своими тайнами. Мы уже так близки к цели! Занятие №9 «Пещера трёх водопадов». Цель: развивать зрительное запоминание, а также графическое воспроизведение. Материалы: картинки с горами, птица, таблицы к заданиям, индивидуальные карточки. Сегодня нам предстоит пройти сквозь водопады. Мы должны найти в лабиринте проход к Затерянному городу. Загадка водопада состоит в том, что, только разгадав все его головоломки, можно войти в лабиринт. На стене карта с цифрами. Нужно запомнить расположение цифр и исправить в карте на обратной стороне, тогда мы пройдём сквозь первый водопад. 1 11 35 12 2 ? 35 12 31 4 3 19 31 4 3 19 10 28 17 8 10 28 17 7 25 2 5 27 25 1 5 27 21 32 18 20 21 32 18 20 33 14 26 7 23 14 26 8 Перед нами второй водопад. Вспомните алфавит. Закройте глаза, представьте его. Попробуйте угадать слова, которые будут кодом. Первая буква его идёт в алфавите перед буквой «Т», вторая – первая буква русского алфавита, третья- перед «Н», следующая – самая круглая буква, похожая на баранку, пятая – третья буква в названии второго летнего месяца, шестая – буква с двумя точечками и последняя – буква, идущая в алфавите после «С». Что это за слово? «Самолёт». Ещё один водопад и мы выйдем к городу. Посмотрите и запомните расположение кружочков в трёх квадратах, и затем воспроизведи в заранее подготовленных пустых таблицах. Мы вышли к воротам затерянного города. Там впереди нас ждут Хранители города. Завтра мы будем выполнять их сложные задания. Разбиваем лагерь. Завтра вновь за приключениями. Занятие №10. «Хранители затерянного города». Цель: развивать быстроту памяти, а также запоминание способом группировки с последующим воспроизведением. Материалы: плакат с названиями, хранители города. На урок внеклассного чтения мы с вами отправимся к стенам затерянного города. Его хранители знакомы с произведениями многих авторов, поэтому они пропустят в город только тех, кто любит книги, и много читает. 1. Задание. Прочитайте медленно только один раз шесть названий литературных произведений. «АЛЫЕ ПАРУСА», «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК», «БЕЛЫЙ КЛЫК», «СЕРАЯ ШЕЙКА», «КРАСНАЯ ШАПОЧКА», «ГОЛУБАЯ СТРАЛА». Ответьте на вопросы: Что объединяет данные произведения? В названии скольких произведений входили оттенки красного цвета? Героиня этого произведения – уточка. Какое оно по счёту в ряду? Какой по счёту стояла сказка, в которой злой волк съел бабушку? 2. Задание. Послушайте лишь один раз, затем ответьте на вопросы. Голубой вагончик направлялся прямо из Ромашково в Васильково. В него сели Три поросёнка, все гномы с Белоснежкой и Али-Баба со своими верными друзьями –разбойниками. Сколько всего литературных героев было в вагоне? Если в вагоне 60 мест, все ли могут в нём уместиться? Хранители подготовили для вас викторину. На каждый вопрос только 10 секунд. В какой деревне Матроскин развёл свою хозяйственную деятельность? Чем заправляли малыши из цветочного города свой автомобиль? Этой героине русских сказок солнце было противопоказано? В какое время суток происходили события, когда «делать было нечего»? Девочка, сумевшая растопить ледяное сердце? Что потерял Иа-Иа в сказке А. Милна о Винни-Пухе? Какое время года пропела попрыгунья-стрекоза? Автор сказки «Конёк-Горбунок»? Мы вошли в город. Здесь раскинулся парк. Как хорошо в нём посидеть и почитать свою любимую книгу. Сейчас все открывайте книги и тихонько читайте, а путешествие по городу мы продолжим на занятии по внеклассной математике. Занятие №11. «Колесо времени». Сегодня на внеклассной математике мы будем вместе со Скруджем путешествовать по Затерянному городу, по страницам его истории. В этом нам поможет колесо времени. В городе жили великие математики, каждый поворот колеса содержит загадку или вопрос, ответив на которые мы сможем увидеть лучшие места города. 1. Выполни математические действия и прочитай слова: ПРИ+С – РИ+ ЦЕ – П+НА= ПЕРО+СИ – РО +НО – И+Я – О= АК+ПУ – АП+ДРА+Г – Д+А= 2. Посмотрите в течение 20 секунд на ряды чисел. Постарайтесь запомнить их взаимное расположение, порядок следования. 5 7 3 2 4 25 40 9 Теперь ответьте на вопросы: • Сколько всего чисел вы увидели? • Назовите предпоследнее число. • Чему равна сумма первого и последнего чисел? • Правда ли, что пятое число чётное? • Правда ли, что последнее число делится на три без остатка? 3. Ответьте на следующие вопросы, прослушав каждый из них лишь один раз. • Иван-Царевич срубил все головы у 3-голового Змея Горыныча, 5 голов у 9-голового и 7 – у 12-голового. Сколько голов он срубил, и сколько голов осталось у трёх Змеев Горынычей вместе. • В мышеловке 4 мыши и 7 крыс. Сколько всего мышей в мышеловке? • Маша съедает на завтрак 6 грибов, а Миша на 5 больше. Сколько всего грибов надо приготовить маме детям? 4. посмотри на эти треугольники в течение 1 минуты. Постарайтесь их запомнить. Нарисуй по памяти треугольники. Анализ возможных способов запоминания: - обрати внимание, что каждый треугольник состоит из 4 маленьких треугольников; - центральный треугольник всегда светлый; - затем запомни треугольники, составляющие вершины больших треугольников. - Часы и время. Рассмотри часы и запомни расположение стрелок. Вспомни, который час показывают каждые часы. В результате выполнения заданий показываются новые карточки с видом затерянного города и его сокровищами. Ребята, наше занятие подошло к концу. Чем мы занимались? Что вам понравилось? Перед вами квадраты трёх цветов. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. Почему? Завтра мы добудем сокровища и вернёмся домой. Занятие №12 «Сокровища Затерянного города». Цель: подвести итоги путешествия, провести рефлексию деятельности. Материалы: карта без надписей, плакат с сундуком, коврик. Ребята, сегодня мы завершим наше путешествие. Наша задача найти клад для Скруджа и вернуться домой. Перед нами хранилище сокровищ. На двери огромный засов. Чтобы его открыть нужно в пустую карту вписать названия приключений. Выполнять работу будем все вместе. (Вписываем названия). За дверью стоит сундук. Он полон сокровищ. Каждую драгоценность мы получим, выполнив задание. Найди и запомни все ошибки. Закричал охотник: - Ой! Двери гонятся за мной! На виду у детворы Крысу красят маляры. Посмотрите-ка, ребятки: Раки выросли на грядке. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Мы собрали васильки, На головах у нас – щенки. Жучка будку не доела: Неохота. Надоело. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Первая драгоценность: золотая ваза с изумрудами. Выполним следующее задание. Разгадай загадку: Известное я блюдо, Когда ж прибавишь М, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. Ребята, появился мешочек с золотом и свиток. Что же в нём? «Вы выполнили все задания. Из вас вышла дружная команда. Вы очень умные и сообразительные. За это вам в подарок замечательный ковёр самолёт. Он отвезёт вас домой, лишь только вы скажете дружно свой девиз. Главное сокровище Затерянного города – это дружба, которую приобрели. До свидания. Хранители Затерянного города». И так скажем наш девиз. Пока мы летим, давайте вспомним все наши приключения. Что было самым интересным? Хотели бы вы еще отправиться в путешествие. Ну вот мы дома. Всё позади, но с нами останутся наши воспоминания. Пожалуйста, оцените конспект - Коррекционно- развивающая программа направленная на развитие памяти младших школьников: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13605 |
Конспект прислал: olga 19 января 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||