Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспект урока русского языка по теме : «Ь на конце имен существительных после шипящих» Путешествие тучки по Европе. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка по теме : «Ь на конце имен существительных после шипящих» Путешествие тучки по Европе. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Цель урока: знакомство с правилом правописания мягкого знака (Ь) на конце имён существительных после шипящих.
Задачи урока: Образовательные: научить применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; Воспитательные: Воспитание целеустремленности, трудолюбия, умений работать в коллективе, усидчивости; вызвать положительную мотивацию к учению; уважение к родному языку. Развивающие: развивать активную работу слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, памятка "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих", рисуночный план, нарисованный мягкий знак, колокольчик, магниты, карточки со словами. План урока: I. Организационный момент II. Актуализация знаний. Минутка чистописания. III. Постановка темы и целей урока. IV. Изучение нового материала. V. Физминутка. VI. Закрепление изученного материала. VII. Итог урока. VIII. Д/з. Ход урока. I. Организационный момент. Здравствуйте! Подравнялись. Садитесь. Ребята, на уроке русского языка мы будем с вами работать по следующему плану (план висит на доске): сначала проведем чистописание, познакомимся с новым материалом, отдохнем на физминутке, будем закреплять и применять полученные знания, а в конце урока вы получите интересное домашнее задание. (Проговаривая пункты плана, учитель показывает на их обозначение, т.к. план картинный.) II. Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания. Чистописание. У: - На чистописании мы будем писать вот такую букву – отгадайте: Не сказать его никак, Он не произносится, Но в слово часто просится. Что за буква? (ь) На доске написано 2 разных соединения ь знака. У: - проанализируйте соединения на доске. Какое соединение в первой паре? (нижнее соединение). Какое соединение во второй паре? (верхнее соединение). У: - положили перед собой тетради с наклоном. (Число и классная работа у них уже написаны, так как эту работу они выполняют дома.) Вспомним правила посадки при письме. Пропишите строчку соединений, чередуя их. Помните о наклоне букв и высоте. (Учитель ходит по классу и следит за посадкой.) У: - Скажите, для чего нам служит Ь ? (как разделительный знак и как показатель мягкости согласных при письме) У: - запишите в тетрадях по 2 своих примера на каждый случай. Записали. Проверили. (Выборочно спрашиваю 3-4 человек). - Теперь давайте решим грамматический пример. Посмотрите на доску: СМЕЛЫЙ – С + Ь – ЫЙ = … (МЕЛЬ). Объясните значение этого слова? (Мелководное место в реке, водоёме.) У: - выпишем слово мель и сделаем звукобуквенный анализ. (Разбирается одновременно с учениками на доске) Мель – 1сл. [м’эл’] M – [M] – согл., мягк., непар., зв., сонорн. Е – [Э] – гл., ударн. Л – [Л’] – согл., мягк., непар., зв., сонорн. Ь – [ - ] --------- 4б.,3зв. - Разделите слово на слоги, обозначьте гласные. Сколько слогов? (1) Почему? ( 1 гласная – е – ). - Назовите первую букву в записи слова (м (эм)– необходимо следить за произношением детей букв и звуков). Записали, какой звук она обозначает?)( [M’]). - Назовите вторую букву (Е), произнесите звук, который она обозначает ([Э]). - Назовите третью букву (Л (эл)). Какой звук она обозначает ([Л’]). - Назовите следующую букву – (Ь). Какой звук она обозначает? (Ь – не обозначает звука) - Подсчитаем общее количество букв и звуков. - Почему звуков меньше? (Ь – не обозначает звука). III. Постановка темы и целей урока. У: - сегодня – Ь – не случайно к нам пришел на урок. Вместе с ним он предлагает отправиться в страну существительных. Вспомните, что такое существительное? ( сущ. – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?что? и обозначает предмет). Поможем – Ь совершить добрые дела. А заодно узнаем, как пишутся имена существительные с шипящими на конце. У: - запишем тему урока (учитель записывает на доске одновременно с детьми): «Ь на конце существительных после шипящих». Пишем как с красной строки. Отложили ручки. - Ь узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов, оканчивающихся на шипящий согл. звук, и поспешил к ним на помощь. Ч Ж Ш Щ - Рассмотрите эти шипящие. Давайте прочитаем их вместе. Назовите, на какие 2 группы их можно разделить? (Мягкие [Ч], [Щ, твердые [Ж], [Ш].) (Можете посмотреть на ленту букв, которая висит над доской) IV. Изучение нового материала. - Ь – освободил некоторые имена существительных и встал рядом с последней буквой. ДОЧЬ МЫШЬ РОЖЬ (нарисованный мягкий знак подвигается к этим словам.) -Прочитайте эти слова (дети читаю хором, учитель указкой показывает на карточки на доске, которые открываются постепенно, а изначально они все закрыты.) - Значит правильно мы с вами нашли место Ь? Он вам за это очень благодарен. V. Физминутка. Сейчас у –Ь- отдых. Давайте и мы отдохнем. Поиграем в игру. Я буду называть слова, если в них Ь – показатель мягкости, то вы приседаете, а если разделительный, то попрыгаете на месте (брошь, дичь, подъезд, апрель, стол, листья). А теперь потянулись, выпрямили спинки, потянули шейку. Глубоко вздохнули и сели. VI. Закрепление изученного материала. - В стране существительных есть замечательный цирк. И Ь решил его посетить. Однако когда он пришел туда, то растерялся. Давайте поможем ему найти место в зрительном ряду среди существительных. Прочитайте слова на доске (они написаны за доской): стриж(?), дич(?), борщ(?), душ(?), тиш(?), плащ(?), дрож(?), силач(?), возле дач(?). Будем работать по цепочке, начиная со среднего ряда. Даю образец рассуждения. Например: ночь–(что?) ночь–это существительное; она моя – ж.р.; на конце шипящий –Ч- следовательно пишем Ь. (идет разбор всех слов.) Звучит 3 звоночка в колокольчик. - Цирковое представление начинается. А кто будет выступать на манеже мы с вами узнаем из программки, которая есть у каждого из вас. (Еще на перемене каждому раздали по карточке с заданием.) В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал калач… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш… . У:- Прочитаем ее. (2 ученика читают текст.) Рассмотрим первое предложение. Объясним написание существительных с шипящими на конце. ( В полночь – это сущ. ж.р., 3скл. Ь пишем. На манеже – сущ. м.р. (манеж он мой), 2 скл. Ь не пишем.) Таким образом идет разбор все существительных с шипящими на конце. -Дальше вы будите работать самостоятельно. Время для работы – 2 минуты. Начали. (Дети работают самостоятельно.) Проверяем. Кто-нибудь из учеников читает 2-ое предложение. Объясните написание слов на изученную орфограмму. (По вышеизложенному образцу разбираем все существительные с шипящими на конце.) У.- Встали! Так когда же пишется Ь? (можно обращаться к памятке). (Дети отвечают.) Объяснительный диктат У:-Мы говорили, что страна существительных большая. Так давайте прогуляемся и под диктовку напишем увиденное. А) поезд мчался мимо кудрявых рощ. Проверили орфограммы. Объясните написание слов на изученную орфограмму. Б)Вещь хорошая новая, а друг старый. Что это за предложение? Как вы понимаете его смысл? Что значит старый друг? (проверенный, который не подведет.) А теперь проверим орфограммы. VII. Итог урока. Путешествие Ь по стране существительных завершается. Что же нового вы узнали о написании существительных с шипящими на конце? ( Ь пишется на конце существительных ж.р., 3скл; не пишется на конце существительных м.р., и на конце существительных ж.р., множественного числа в родительном падеже.) Когда пишется Ь, когда нет? (Дети отвечают.) На следующем уроке мы с вами будем закреплять написание этих существительных. VIII. Д/З Напишите д/з на понедельник: выучить памятку. Мягкий знак вам на прощание дарит карточки, в которых вы поработаете дома. (Раздаются карточки с заданием.) Урок окончен. Авторские права: Олеся Щигорцова Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка по теме : «Ь на конце имен существительных после шипящих» Путешествие тучки по Европе.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2681 |
Конспект прислал: Lesitka 22 апреля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||