Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Факультативное занятие по предмету «Углубленное изучение математики» для учащихся 3 класса Учитель: Буйвол О. А. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Факультативное занятие по предмету «Углубленное изучение математики» для учащихся 3 класса Учитель: Буйвол О. А. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Факультативное занятие по предмету «Углубленное изучение математики» для учащихся 3 класса Учитель: Буйвол О. А.
Тема: Старинные задачи. Цели: развитие самостоятельности и мыслительных операций, творческих способностей учащихся; Задачи: формировать умения решать старинные задачи; находить нетрадиционные пути решения задач; провести небольшой экскурс в историю развития математики; ознакомить с жизнью и деятельностью составителей этих задач; развивать самостоятельность и мыслительные операции, творческие способности учащихся; расширять и углублять знания учащихся, развивать интерес к предмету; воспитывать взаимоуважение; Ход занятия. 1. Организация учащихся. -Прочитать тему занятия: Старинные задачи. -Как понимаете? Ваши мысли? -Какова наша задача? (Найти пути решения задач.) Задача записывается на доске. -Наше занятие пройдет в необычной форме. Прочитать название соревнований: Математические тяжеловесы. -Как вы понимаете смысл слова - тяжеловесы? -Кого из тяжеловесов вы знаете? Любителям штанги известно имя мастера спорта, ныне проживающего в Краснодаре. Свой путь в большой спорт Владимир начинал в городе на Бире, где его тренировал Р. Литвак. Выступая за сборную края, В. Кузнецов завоевал звание чемпиона спартакиады народов СССР, Международного турнира «Дружба», входил в состав сборной страны. Его вес 300 килограммов. Нынешние мастера спорта России: Владимир Марковский (360 кг), Иван Стоцкий, Евгений Маскалюк и др. -Но у нас математические тяжеловесы. Каждое задание имеет свой вес. -Выберем команду, которая наберет больше килограммов и лучшего тяжеловеса. -Что всегда проходит перед соревнованиями? 2. Разминка. Задачи-шутки. • Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по 3 кошки, у каждой кошки было по 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? • Одного человека спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «Шесть сыновей, и у каждого есть родная сестра». Сколько же всего детей? • Сколько концов у пяти палок? У пяти с половиной? А у шести с четвертью? • Летела стая гусей, а навстречу им гусак. –Здравствуйте, 20 гусей! –Нет, нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да ещё 3 гуся, да ещё ты с нами, тогда нас было бы 20. Сколько было гусей? • Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому досталось по целому яйцу. Как такое могло быть? • Как сделать из двух палочек – 10, не ломая их? • Тройка лошадей пробежала за день 100 верст. Сколько пробежала каждая лошадь? -Известны ли Вам имена русских математиков, составителей старинных задач? -Мы обратимся к задачам одного русского самородка – математика и педагога - Леонтия Филипповича Магницкого, взятых из старинных русских рукописей и «Арифметики» Л. Магницкого. Родился Л.Ф. Магницкий 9 июня 1669 г. в Осташковской слободе Тверской губернии в семье крестьянина. Один из священников того времени писал, что мальчик с малых лет прославился в своей слободе тем, что сам научился писать и читать, «разбирать мудреное и трудное». Настойчивым и упорным трудом он приобрел глубокие познания в точных науках. Знатные богомольцы перевезли мальчика в Москву. В знак глубокого уважения к математическому таланту царь Петр I предложил изменить фамилию мальчика Телятин на Магницкого, объясняя свое решение тем, что «как магнит привлекает к себе железо, так и он своими природными и самообразованными способностями обратил внимание на себя». Поэтому именно ему было предложено написать учебник по изучению математики для школы навигации, которая была открыта впервые в Москве в 1701 г. по указу Петра I. Л.Ф.Магницкий успешно справился с предложением Петра 1, и в 1703 г. в Москве была издана книга «Арифметика, сиречь наука числительная» на славянском языке. Эта книга названа еще энциклопедией математических знаний того времени. Кроме основ арифметики, учебник содержал элементы алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии и навигации, которые нужны были для учащихся школы навигации. Учебник был интересен, являясь, по словам М. Ломоносова, «вратами своей учености». Л.Ф. Магницкий работал не только преподавателем в навигационной школе, но в разное время исполнял и другие правительственные поручения. Скончался Л.Ф. Магницкий 19 октября 1739 г. 3. Основная часть соревнования. -Готовы ли вы взять вес, ребята? За каждое правильно выполненное задание ребята получают жетоны, по которым определяют лучшую команду и лучшего тяжеловеса. -Работать будем в группах. Каковы правила работы в группах? -У вас на столах карточки с заданием. -Прочитайте задание в группах. Детям предлагаются следующие задания. Решить задачу (одну по выбору учителя). Групповая работа. -Как вы мыслили? Кто думает иначе? Задача 1. Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придет еще учеников столько же, сколько я имею, и полстолька, и четверть столько и твой сын, то будет у меня учеников 100». Сколько учеников в классе? Решение: Обозначая количество учеников в классе при помощи отрезка, и моделируя связи и отношения между данными, получим схему (рис. 1). рис. 1. Из схемы легко найти решение 1) (100- I): 11 =9 (уч.) - самая малая ¼ часть 2) 9-4 = 36 (уч.) Ответ: 36 учеников было в классе. Алгебраический путь. Возьмем за неизвестное число – х – самую малую ¼ часть и составим и решим следующее уравнение: 4х + 4х + 2х +1х + 1 = 100 11х = 100 – 1 х = 99 : 11 х = 9 9 учеников - самая малая ¼ часть, значит, 9 * 4 = 36 учеников в классе. Задача 2. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 4 часа выпьют такой же бочонок кваса. Эту задачу можно решить двумя способами: методом приведения к единице или на основании взаимно-обратной пропорциональности между величинами. Способ 1 8 • 6 = 48 (часов) — выпьет бочонок кваса один косец. 48: 4 = 12 (косцов) — выпьют бочонок кваса за 4 часа Способ 2. Если количество часов сократилось в 8:4 = 2 (раза), то количество косцов, которые выпьют такой же бочонок кваса, возрастет в 2 раза, т.е. 6 • 2 = 12 (косцов). Музыкальная пауза в коридоре. Игра со спичками. Ребятам несколько секунд показывается на держателе рисунок с изображением фигуры из спичек. -Сложите из спичек фигуру, изображенную на рисунке 1. -Кто выложил как в образце? -Сколько треугольников увидели? -Отнимите 5 спичек так, чтобы осталось 5 треугольников. Рис. 1. Групповая работа. -Как вы мыслили? Кто думает иначе? Задачу можно решить двумя способами: рисунок 2. Рис. 2. Зарядка для глаз. (Подойти к окну, посмотреть в дальнюю точку под музыкальное сопровождение.) Волшебные квадраты. -В старину любили поупражняться в счете. Математические или волшебные квадраты были известны ещё арабам и индусам. В Европе они появились в 15в. благодаря византийскому писателю Мосхопуло. Средневековые звездочеты верили в магическую силу этих квадратов, которые по их убеждению могли служить талисманом. • Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 требуется разместить в 9 клетках нарисованного квадрата и притом так, чтобы суммы чисел по любой его горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковы и составляли каждый раз число 15. • В 36 клетках поставьте по нулю, а затем зачеркните 6 нулей так, чтобы в каждой из четырех сторон осталось по 4 нуля. -Как вы мыслили? Кто думает иначе? 4. Подведение итогов соревнования. -Какова была задача занятия? -Какой вывод можно сделать? Выявление лучшей команды и лучшего тяжеловеса, награждение. Авторские права: Буйвол Ольга Анатольевна, учитель начальных классов Пожалуйста, оцените конспект - Факультативное занятие по предмету «Углубленное изучение математики» для учащихся 3 класса Учитель: Буйвол О. А.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3964 |
Конспект прислал: Александришка 9 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||