Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Семинар "Новизна подхода учителя к индивидуальной работе" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Семинар "Новизна подхода учителя к индивидуальной работе" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Научно –практический семинар
Тема: «Новизна подхода учителя к организации индивидуальной работы с учащимися» Цель: - путем взаимообучения, определить новые, эффективные подходы к организации индивидуальной работы с учащимися. Задачи: используя основы фасилитации и партисипаторные методы, провести - организационно-деятельностную игру, - «мозговые штурмы», - различные упражнения, - мини-лекции, - анализ имеющегося в Академии опыта по организации индивидуальной работы с учащимися, -разработать методические рекомендации. Девиз: « Легко любить все человечество, но как трудно научиться любить конкретного, «неудобного» ученика». Организация пространства: полукруг, без столов. Ход семинара. 1. Знакомство. Участники семинара, представляя себя, должны назвать свое имя и жизненный девиз. 2. Ожидания. На клейких листочках участники записывают свои ожидания от семинара и озвучивают их. Ведущий говорит, что в конце семинара мы вернемся к этим ожиданиям, чтобы выяснить, насколько они исполнились . Называются тема, цели и задачи семинара. 3. Выработка правил работы. Их называют сами участники. Правила записываются на флипчарте и вывешиваются на обозреваемом всеми пространстве. Примеры правил работы: -обращаться по имени; -отвергая, предлагай; -правило поднятой руки; -цени время, будь точен; -говорить по существу, «не выпадать из шкафа»; -уважение; -не переходить на личности, обсуждать идею; -слушать и слышать; -быть веселым, активным, шутить; - шуточные «штрафные санкции» и другие правила. 4. «Проверка домашнего задания»: экспресс-опрос. Каждому из присутствующих задаются вопросы, на которые нужно ответить устно «да» или «нет». Вопросы по теме семинара. Вопросы экспресс-опроса: 1 Относитесь ли вы ко всем ученикам как к личностям? 2 Смотрите ли вы в глаза или прикасаетесь, чтобы убедить уч-ся в вашем внимании и участии? 3 Извиняетесь ли вы, когда допускаете ошибку? 4 Позволяете ли вы уч-ся участвовать в принятии ваших важных решений? 5 Улыбаетесь ли вы в классе? 6 Кричите ли вы для восстановления тишины? 7Поощряете ли вы весь класс за то, что было хорошо сделано вместе? 8 Хвалите ли вы сотрудничество, заботу, мирную жизнь в классе или только хорошую учебу? 9 Наклеиваете ли вы на уч-ся ярлыки «хороший» или «плохой» ? 10 Боитесь ли вы беспорядка или шума даже тогда, когда причиной этому стала усиленная работа? 11 Есть ли среди ваших уч-ся неуспевающие? 12 В чем причина неуспеваемости уч-ся? 13 Какого учителя любят дети? 14 Как индивидуализировать обучение на уроке? 15 Кого вы называете «одаренный ребенок»? 16 Кто такой «учитель»? 17 Что он делает на уроке? 18 Ваши уроки- рай или ад для ученика? 19 Что, в первую очередь, не должен делать учитель? Тип слушателя Причины Действия педагога Я – против! Самоутверждение, желание «срезать» педагога, наличие правильной информации Дать возможность высказаться, перевести на другую тему, метод «кривого зеркала», юмористическая разрядка Молчун Закомплексованность , скука, плохое настроение Спросить мнение, поощрить, дать инд задание А давайте-ка обсудим? Самоутверждение , скука, любопытство Извлечение выгоды из его слов, перевод на другую тему У меня здесь враг Самовыражение , наличие врага, выплеск отрицательных эмоций Веселая разминка, дать инд задание, работа в разных командах Мы не туда идем Непонимание темы, скука Озадачить вопросом, объяснить правильность пути А какова ваша точка зрения? Провокация , увод от темы, привлечение внимания к себе Ответить на вопрос, все вопросы записать на лист Говорун или Шептун Избыток информации, скука, самоутверждение, провокация Сослаться на правила, рассадить, предложить выступить публично, вести дискуссию, ролевая игра Спорщик Самоутверждение , провокация Дать высказаться, дать задание 17.Мини- лекция « Характер общения учителя с учащимися». 18. Упражнение «Домино». Неуспевающий, троечник- посмотрите на него с другой стороны, постарайтесь в своих учениках видеть только хорошее и поверьте, они станут другими. Из любого негатива можно и нужно вытянуть позитив. На это и направлено данное упражнение. Первый человек говорит, что он любит, например, дождливую погоду, но не любит подлость. Следующий человек берет его за руку и говорит: « Я люблю подлость, так как она позволяет, хоть и поздно, распознать людей- подлецов, но я не люблю скупость…» и так далее. В итоге получится круг позитивов. 19. Составление буриме со следующими словами: начало-сначала, структура- аспирантура, урок- впрок, академия- премия, перспектива- нива, клад- лад, конец- венец, краски – сказки, колдуны – не страшны. 20. Работа в группах. Каждая из 7 групп в течение 2-х минут записывает, а затем озвучивает слова и выражения, которые обычно учителя употребляют, когда А) хвалят ученика; Б) недовольны учеником. Делаются выводы, определяется , от чего следует отказаться в общении с детьми. 21.Упражнение «Доверие». Участники делятся на две группы. Одна группа завязывает глаза, другая выступает в роли поводырей. Цель упражнения: формирование умения внушать доверие. Учитель должен внушать доверие у тех, с кем работает. У участников необходимо спросить об их ощущениях (доверие, нежность, аккуратность, сначала было страшно, полностью доверились, взволнованность и чувство ответственности за другого, «слабого» человека, через руку передавалась ответственность поводырей). 22. Оценка дня (можно использовать анкету). 23. Упражнение «Слон». Участникам дается задание на листочках нарисовать слона. Слоники вывешиваются, это своеобразный портрет коллектива. Слоник- это вы сейчас, ваше состояние, а листочек- ваша территория. Итоги упражнения. Если нарисованы: -уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; - глаза- внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; -хобот- это пища, то есть знания, которые вы приобретаете; -голова- это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова- автор рисунка больше действует головой; -ноги- тонкие- неуверенность, толстые- прочно стоит, больше делает ногами; -хвост- несерьезность; бивни- защита. 24. Упражнение «Ладошка». Участникам предлагается на листе А-4 обвести свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный – я получил конкретные рекомендации; Средний – мне было трудно( не понравилось); Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно. 25. Как выполнены ожидания. Участники семинара отметили, что их ожидания оправдались. 21.Принятие рекомендаций семинара. Рекомендации семинара по теме: « Новизна подхода учителя к организации индивидуальной работы с учащимися». А. Индивидуальный подход должен быть основан на идеях гуманистической психологии, которая по всем показателям является более эффективной, нежели традиционная. Перестройка традиционной модели, как считают участники методического совета, должна идти по следующим направлениям: 1. Создание атмосферы доверия в отношениях между учителем и учениками, сотрудничество в принятии решений. 2. Изменение мотивации учебы. 3. Помощь ученикам в личностном развитии. 4. Особенностью индивидуального подхода является то, что учитель и ученик несут совместную ответственность за процесс обучения. 5. Обучение проходит в атмосфере сотрудничества в процессе межличностного общения учителя и ученика в обстановке, лишенной духа насилия, конкуренции, подчиненности. 6. Основным стимулом к учебе должен стать не страх за оценку или ожидания похвалы, не обязанность перед родителями и учителем, а развитие естественного интереса и любознательности, поддерживаемого дружелюбием учителя и его готовностью сотрудничать с учеником в учебной деятельности. 7. Основной акцент в обучении смещается с непосредственной передачи знаний на стимуляцию и активизацию познавательной деятельности учащихся. Основные личностные установки учителя- естественность и принятие ученика таким, каков он есть. 8. С учениками учитель должен быть открытым, свободным от традиционных ролей( мугалим, гуру, непререкаемый авторитет) в общении мешающих образовательному процессу. Это трудно, и учитель должен готовить себя, чтобы учиться этому. Учитель передает свои чувства, а не высказывает оценочные суждения. Например, фраза типа: «Другой давно уже понял бы то, над чем я с тобой бьюсь уже целый час»- имеет оценочный характер. Лучше пользоваться отражением своих чувств в форме «я-высказываний», например: « Я опечален тем, что…», «Мне грустно оттого, что…». Воспользуемся понятием «эмпатия», под которым понимается способность почувствовать другого человека, умение понять и принять его. «Я- высказывание может строиться по формуле эмпатического общения, например: « Когда в такой ситуации ты поступаешь так-то, я чувствую то-то..». Важно подбирать такие слова, чтобы они точно отражали чувства, иначе они вряд ли будут восприняты учениками. 9. Действия учителя должны быть основаны на убеждении, что каждый ученик от природы наделен разнообразными способностями, и главная задача- создать условия для их проявления и развития. Стремление к эмпатическому общению, основанному на умении понять чувства, причины поступков и поведения другого человека,- одно из главных условий принятия ученика. Важно, чтобы учитель научился смотреть глазами каждого конкретного ученика. 10. Согласно теории американского психолога Маслоу каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации. Самореализация невозможна без удовлетворения разнообразных потребностей, выстроенных в следующей иерархической последовательности: физиологические потребности( голод, жажда), потребность в безопасности, потребности в любви, признании, причастность к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические потребности. Самореализация требует удовлетворения всех потребностей. Задача учителя способствовать в процессе обучения удовлетворению умственных и творческих потребностей развивающейся личности, что, в свою очередь, поможет ученикам на пути самореализации. Б. Руководству школы, классным руководителям, психологу регулярно проводить диагностику: а) обученности, б) воспитанности, в) интеллекта, г) психологическую и др. В.Одобрить и рекомендовать к применению опыт учителей, выступивших на семинаре. Авторские права: Ермакова Валентина Пожалуйста, оцените конспект - Семинар "Новизна подхода учителя к индивидуальной работе": |
|
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
860 |
Конспект прислал: metodisty 27 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||