");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Использование средств наглядности и занимательного материала для развития орфографической зоркости на уроках русского языка».


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Использование средств наглядности и занимательного материала для развития орфографической зоркости на уроках русского языка».


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Учитель: Шерстобитова Елена Васильевна.


«Использование средств наглядности
и занимательного материала для развития орфографической зоркости на уроках русского языка».







Орфографическая грамотность учащихся, из практики начального обучения в начальных классах, не достигает достаточного уровня. Ошибки на написание орфограмм в различных частях слова и предложениях остается типичными для многих учащихся на протяжении многих лет. Безударная гласная — наиболее частотная орфограмма любого текста, поэтому она дает наибольший процент ошибок. В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок, главная из которых, как принято считать, заключается в неумении подбирать проверочные слова.
Одним из важнейших условий формирования зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детейзнаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство ошибок.
Еще К.Д.Ушинский писал: «Хороший, ясный, выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописание».
Одной из актуальных проблем современной методике преподавания русского языка является поиск эффективных спопобов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформулированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы делал учитель, успех обучения в конечном счете определяется тем, что и как будет делать ученик.
Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы школы используются не только разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, но и различные средства обучения.
Ведущее место среди последнх принадлежит тем из них, которые наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей, репродуктивной деятельности, позволяют включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик-учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков, для этого используются все возможные средства наглядности и занимательный материал, чтобы сделать серьезное обучение занимательным и интересным.
Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметомдля ребенка? Наверное, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игра в школе — это не игра дошкольников, это не игры — развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе прежде всего обучающие, они должны прикавывать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить. Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и что очень важно! - воспитывает чувство коллективизма. На каждом уроке ждут с нетерпением дети слов учителя: «А теперь давайте поиграем».
Но грамматическая игра — дело серьезное. Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила не проявляют интереса к уроку. В таких случаях использую стихотворные формы по орфографии:
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча -
С буквой «а» и ща и ча.
Имена, фамилии, города -
Все с заглавной буквы пишутся всегда
Начинается буква важные слова:
Иванова Анна, и Москва.
Такие упражнения служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Они предназначены для преждевременной работы и заучиваются детьми еще в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтения имен, людей, кличек животных, названий городов. Работу с рифмированными упражнениями целесообразно начинать как можно раньше.
Так на уроке обучения грамоте после знакомства с сочетаниями жи-ши дети вместе с учителем читают стишок-запоминалку.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Кружи, дружи, служи, спеши -
Запомни слоги жи и ши.
Такие рифмовки можно читать со средствами обратной сигнализации. К примеру: на доске печается текст с пропущенными сочетаниями ча-ща. Дети хором декламируют рифмованные строки и показывают рифмованные строчки и показывают карточку с нужным сочетанием.
Сочетанье ща и ча -
В словах пища и свеча,
Куча, гуща, каланча,
Туча, роща, саранча,
Чаща, дача, и печать -
Нужно с буквой «а» писать!
Чтение текстов с пропущенными орфограммами всегда очень полезно для формирования навыка чтения, так как тренирует ученика в антиципации — угадывании или предвосхищении читаемого слога. К тому же стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивает интерес к настоящей поэзии.
Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Младшие школьники должны запомнить много слов с непроверяемыми орфогрммами. Это очень сложно для ребенка. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую активность приобретает разнообразие примеров, способствующих прочному запоминанию правильного запоминания. В своей работе использую различные формы и методы работы. Вот например, кроссворд, где зашифрованы словарные слова:


1.Вот этот случай очень редкий-
На голове растут две ветки. /Олень/
2.Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. /Одуванчик/
3.Межи деревянные, а поля стеклянные. /Окно/
4.Очень грустно он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке -
Берегите, детки, зубки! /Орешки/
5.Сами не видят, а видеть помогают. /Очки/

В классе на уроках русского языка провожу словарные диктанты с использованием сюжетных картинок и ребусов.


Бабочка.

Гроза.


Экран.

Крот.



Королева




Нравятся детям словарные диктанты по системе И.П. Федоренко. Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку слов, например, из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Учитель читает новую цепочку слов и снова делает паузу. Так повторяется несколько раз, пока не будет записано то количество слов, которое рекомендовано для словарных диктантов. После чего учащиеся каждый у себя и друг у друга подсчитывает количество записанных слов и проверяют правильность их написания. На доске записываются словарные слова. Учитель предлагает внимательно их прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записывается в тетрадь, если не совпало — не записывайте». После каждого показа дается время на обдумывание, в конце проводится проверка и подведение итогов. Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, положительно влияет на дисциплину. Учеба — это серьезный труд. И именно поэтому, обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Рассказы о языке, возникновении букв и азбуки, несомненно, тоже очень полезны для детей, так как возбуждают у них любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутье. Ведь маленькие школьники так эмоциональны, восприимчевы, чутки к слову, образу, им все интересно. Очень любят дети слушать сказки про орфограммы и приключения букв и сочинять свои. При изучении новой темы на своих уроках, я использую такие грамматические сказки и рассказы. Вот например граматическая сказка к тем о безударной гласной.
ЗАКОЛДОВАННЫЕ БУКВЫ. Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да, так что стали они вдруг на друга похожими. Буква «О» стала походить на А, Е, на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквами. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная.А вот те гласные, которые Ударение еще не коснулось, называют Безударными Гласными. Они еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной. Большое внимание уделяю и развитию связной речи детей. Этому (не говоря уже о развитии орфографической зоркости) могут способствовать и загадка. Загадки активизируют мышление ребенка и помогают успешнее решать задачи всесторонние, гармонического развития. Ведь загадки — это соревнования на смекалку, удивительная игра тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Материал орфограммы в загадках помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. При разгадывании загадок: 1.Формируется любовь к народному творчеству, родному языку. 2.Ребенок вводится в мир народной поэзии, получает эстетическое наслаждение. 3.Мобилизирует умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой. 4.Развиваются находчивочть, сообразительность, быстрота реакции. 5.Расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь. Отгадывание загадок оттачивает и дичциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Сочетание жи-ши:
Сами крошки
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда все несут. /Мыши/
Ползун ползет,
Иголочки везет. /Ёжик/ Сочетание чк, чн, нч:
Шевелиись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. /Бабочка/
Сочетание ча-ща, чу-щу:
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не летает. /Щука/
Стоит Антошка на деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки. /Огородное пугало/ Сочетание оро-оло:
Не сеют, не сажают
Сами вырастают. /Волосы/
Стоит копытце
Полно водицы. /Колодец/
Создавая свои учебники для детей, К.У.Ушинский и Л.Н.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки, скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, помогают детям развивать фонематический слух и понять как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься — получится другое слово, будет непонятно, о чем говорится.Тринировке в произношении звков помогает заучивание скороговорок и чистоговорок. При их заучивании, они проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шопотом. Старалась предложить детям как можно больше новых скороговорок и чистоговорок. Использование скороговорок, чистоговорок, считалок, веселых стихов позволяет закрепить правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, темп речи и развивать голосовой аппарат. Шарады, ребусы, кроссворды не смогут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей его умственные способности. Ведь чтобы отгадать нужные слова, приходится быть очень внимательным, припоминать увиденное, сравнивать, сопостовлять явления и предметы. Отгадывание кроссвордов развивает находчивасть, сообразительность,быстроту реакции, повышает умсвенную активность, расширяет словарный запас. Для развития фонематического слуха в своей работе использую звуковые игры. Быстрый ответ /класс — 3 команды/. У ведущего список слов с безударной гласной в корне: ночной, дождливый, хвостатый, холмистый, земной, ходить, возить, варить, часы, старушка, словарь, тропинка, садовый, тереть, лесной, речной, бежать, лежать, смотреть, трясти, глядеть.Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом. В случае задержки или неправильного ответа клманда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков. Эту игру можно использовать при фронтальном опросе с использованием школьных карточек. Проверяй, называй! /2 команды/. Ведущий бросает одному из игроков ручной мяч и называет слово с парным согласным на конце или в корне слова. Поймавший должен назвать проверочное слово, бросить мяч игроку противоположной команды и назвать новое слово с парным согласным. Побеждает команда допустившая меньше ошибок. Кто внимательный? Ведущий называет слово, игрок должен четко определить в слове орфограмму и назвать ее. Кто больше? Эта игра на составление слов с изученным звуком, на безударную гласную, род имен существительных и т. д. Доскажите словечко. На ветке не птичка - Зверек — невеличка, Мех теплый, как грелка Кто же это....../Белка/ Она весну встречает - Сережки надевает А платьице — в полоску Ты узнаешь...../Березку/ А петух с колючим ежиком Режут сало острым......./Ножиком/ Камень — Вата. Команда «Камень» встает, если учитель прочитает слово с «ъ», если с «ь» встает команда «Вата» /лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень/. Определи падеж существительного - кот:
У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот Мышь осталась без хвоста Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту Крыса старая — и та, Видя грозного кота, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретится с котом Там дрожит и в темноте, Вспоминает о коте. /А.Грачев/ Определите падеж существительного - банты. Банты Алла потеряла. И о бантах плачет Алла. Нету бантов! Не беда, Бабочки летят сюда! Банты эти прилетели, На косички Алле сели, Бантами довольна Алла: О таких она мечтала Алла новым бантам рада, Ей других совсем не надо! Подобные задания закрепляют не только знания падежей, но и правильный вариант произношения. В играх типа «Доскажи словечко» дети не только интересуются звуковой стороной слова / поиски ритма, красота звучания/, но и и серьезно задумывается над его смыслом, выразительностью. В игре «Камень — Вата» дети стараются безошибочно выполнять задания по различению твердого и мягкого согласного. Можно провести игру «Перекличка», предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть заданный или изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькая физкульт-минутка. Для создания у детей целостного предствления о системе частей речи в русском языке раздел «Части речи» начинаю с круговой диаграммы, на которой изображены все 10 основных частей речи и их примерное соотношение в словарном составе языка. Большое внимание при рассмотрении каждой части речи уделяю словообразованию. Для этого использую различные игры. Кто большь? /класс/. Нужно за 3 минуты назвать как можно больше наречий, отвечающих на вопрос как? Побеждает назвавший последнее слово. Подбери пару /3 команды по 5 человек/. На доске записаны 3 столбика существительных мужского рода, обозначающих людей и животных:
отец- мужчина- бык-
дедушка- дядя- козел-
сын- ткач- баран-
брат- сосед- кот-
внук- мальчик- волк-
Каждый игрок должен подобрать к одному существительному мужского рода парное существительное женского рода и записать его справа. Класс оценивает работу команд. Кто как кричит? /класс/ На доске записаны в столбик названия животных: курица, ворона, воробей,кукушка, лягушка, свинья, утка, кошка, корова, собака. Нужно каждому названию животного подобрать и записать справа слова, обозначающие, как это животное подает голос. Победителям считаются первые 3 игрока, правильно выполнившие задание. По каждой части речи предлагаются также упражнения в образовании словосочетаний, что позволяет школьнику видеть сочетательное возможности частей речи и сознательно усваивать значение и употребление словосочетаний. Образуй словосочетания. Писать /ручка/, гордиться /город/, читать /книга/, мыть /мыло/ и т. д. Подбери слово. Серый, хищный, жадный....., рыжая, хитрая, ловкая....., косой, слабый, трусливый....., большой, косолапый....., сухое, свежее, душистое....., ясная, холодная......., серое, хмурое...... Кто больше и быстрее? Играющие делятся на две команды. Ведущий на доске записывает слово. Например «мягкий», участнники игры должны записать с ним как можно больше словосочетаний или коротких предложений, выигрывает та, команда которая больше и быстрее записали словосочетаний или предложений. Для игры могут быть взяты слова: голубой, острый, пустой, тонкий, тяжелый и т. д. Особое значение в притии навыков сомостоятельности и интереса к учению придают использованию наглядно-демонстрационного материала: опорные сигналы, различные таблицы, схемы опоры. Таблицы и схемы — опоры являются опорой мысли, опорой действия для учащихся. Первую таблицу ввожу в букварный период, когда дети начинают делать звуко-буквенный анализ слов. В ней отражены все компоненты, которые необходимо определять в слове. Пользуясь таюлицей, дети чувствуют себя увереннее. В помощь при фонетеческом разборе слова, дети пользуются таблицей о характеристике согласных звуков, а также схемой фонетического разбора слова. Элемент характеристики члена предложения ввожу с 1 класса. Четвертная опора с каждым годом совершенствуется.К концу 1 класса дети уже могли самостоятельно находить и выделять главные члены предложения. У детей появился интерсес к этой работе. Когда же по программе подошло время изучения темы: «Главные члены предложения», то большинство учащихся уже уверенно определяли главные члены предложения и могли оказатьпомощь своим товарищам.


Авторские права: Шерстобитова Е. В.


Пожалуйста, оцените конспект - Использование средств наглядности и занимательного материала для развития орфографической зоркости на уроках русского языка».:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и обучения грамо ...
  • Игры на уроках русского языка, 2 класс
  • Формирование навыков грамотного письма через различные виды словарной работ ...
  • Формирование интереса к русскому языку и развитие орфографической зоркости
  • Тематическое планирование русский язык, 2 кл. Н.В. Нечаева
  • Отчёт об изучении методической темы "Развитие орфографической грамотн ...
  • примерное планирование по УМК "Школа России" 1 класс
  • Виды письменных работ на уроках русского языка
  • Методическая тема:"Формирование прочных навыков грамотного письма."
  • русский язык


  • 2956
    Конспект прислал: Sherstobitova_ev 8 ноября 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата