"); Примерное планирование уроков речевой культуры 4 класс четырехлетней начальной школы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем. план., русский язык, 4 класс » Примерное планирование уроков речевой культуры 4 класс четырехлетней начальной школы


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Примерное планирование уроков речевой культуры 4 класс четырехлетней начальной школы


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Примерное планирование уроков речевой культуры 4 класс четырехлетней начальной школы
(факультативные занятия 1ч/нед. 34 часа)

Урок I. Для чего нужна речь.
3 а да ч а: в доступной форме раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
1. Рассказ учителя:
— Вот какая необыкновенная история произошла с девочкой Машей. Однажды она пошла с подружкой в кино. Фильм показывали замечательный — Маша смотрела его три раза! Она очень беспокоилась, что подружка не поймет, какой это интересный фильм, и весь сеанс соседи по ряду то и дело слышали шепот Маши: «А сейчас это будет!.. Смотри, смотри, сейчас самое интересное...» Когда зажегся свет, старушка, сидевшая рядом, внимательно посмотрела на Машу и сказала: «Ты слишком много сегодня говорила, теперь до самого вечера тебе придется помолчать».
Маша хотела ей ответить, но — о ужас! — не смогла произнести ни слова: ведь старушка была волшебницей.
Когда Маша пришла домой, то хотела все рассказать маме, но мама ничего не слышала и только удивлялась: почему ее дочь сегодня такая молчаливая? А Маше было тяжело: она не могла ни с кем поговорить, объяснить, что произошло. Выбежала она во двор, хотела поиграть с ребятами, но не смогла: ведь они ее тоже не слышали и не понимали.
К вечеру Маше стало совсем грустно, и она все время думала: «Хочу разговаривать с мамой, папой, ребятами! Как плохо, когда не можешь ничего никому рассказать». И только вечером к Маше вернулся дар речи».
2. Беседа о том, для чего нужна речь: о чем вы разговариваете с родителями? С друзьями? О чем любите рассказывать? И т.д.











Урок 2. Речь — средство передачи мыслей и чувств.
Задача: показать, что речь дает возможность людям поделиться друг с другом своими переживаниями — радостью, восторгом, печалью.
1. Чтение и анализ стихотворения А. Барто «Я люблю ходить вдвоем».
Я люблю ходить вдвоем
Не один, а с кем-нибудь,
В пале, в лес, на водоем,
и люблю кричать:
Я люблю пускаться в путь Гдяди!
Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..
И с обрыва, с высоты
Я зову: Ау! Где, ты?
Погляди с обрыва.
Как вокруг красиво!
Я один брожу в лесу... (так бывает редко).
Задрожала на весу.
Закачалась ветка.
белка е зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: Постой!'
Я один... Мне красотой
Поделиться не с кем.
2. Беседа.
— Вы недавно стали учениками. О чем интересном, радостном вы рассказывали дома, возвратившись из школы? Всегда ли вам удается поделиться своей радостью, огорчением с другими людьми? Были ли случаи, когда вас никто не захотел выслушать? Хорошо ли вам было?
3. Обобщающая беседа о том, как речь
помогает людям общаться друг с другом.











Урок 3. Культура общения.
Задача: научить детей употреблять различные формы приветствия в зависимости от ситуации.
1. Чтение учителем стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро! —
Солнцу и птицам,
Доброе утро! —
Улыбчивым лицам,
И каждый становится Добрым, доверчивым...
Доброе, утро длится до вечера.
2.Беседа а целью выяснения знаний детьми форм приветствия(здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
3.Анализ речевых ситуаций:
а) утро. Вы идете в школу и по дороге встретили одноклассников. Как поздороваетесь с ними? («Здравствуй,- Катя!», «Привет, ребята!») В школе вы увидели учителя.
Кто должен поздороваться первым? Как поздороваетесь с учителем? («Доброе утро, Павел Николаевич!», «Здравствуйте, Анна Константиновна!»);
б) вечером родители пришли с работы.
Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть? («Добрый вечер, мамочка! Как я рада, что ты пришла».);
в) на улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?
(«Здравствуйте, дядя Миша! Как вы себя чувствуете?»)
4. Подведение итогов.
В заключение урока уточняется первоначальное значение слова здравствуйте — пожелание здоровья (здравия).









Урок 4. Культура общения.
Задача: научить детей употреблять различные формы прощания в зависимости от ситуации.
1.Беседа, в процессе которой выясняется знание детьми различных форм прощания («До свидания!», «Прощайте!»).
Введение новой этикетной формы —
«Счастливого пути!». Чтение «Голландской песенки» (в переводе И. Токмаковой):
Счастливого пути!

Усталый человек идет, Рукой

стираетпот пот,— Счастливого пути* Карета кое-как ползет. Уегалый конь ее везет,— Счастливого пути!
А в океанах корабли. От родины своей вдали,— Счастливого нута! Пускай, иго едет, кто идет. Всегда свой путь домой найдет, Счастливого пути!
3. Анализ ситуаций:
а) многие из вас знакомы с героями книги Н. Носова «Незнайка на Луне» — Незнайкой и его друзьями. Однажды они собирались в далекое путешествие и прощались со всеми жителями Цветочного города. Как вы думаете, что сказали они на прощание? Что ответили коротышки?' (До свидания! До скорой встречи.— До свидания! Счастливого пути!);
б) вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учительницей? С ребятами? {До свидания, Анна Васильевна.— До свидания. Пока, ребята!);
в) как вы прощаетесь с родителями вечером, когда ложитесь спать? (Спокойной ночи, мамочка.)
4. Обобщающая беседа о различных формах приветствия и прощания.

Урок 5. Значение речи в деятельности человека.
Задача: познакомить детей с тем, что речь является средством организации и планирования деятельности людей.
1. Беседа о детских играх, в процессе которой выясняется, что для организации дружной игры (работы) необходимо договориться, согласовать свои усилия. Учитель подводит итоги: речь помогает людям вместе работать и отдыхать.
2. Драматизация сказки «Теремок» («Колобок» и др.). Чтение или пересказ сказки, распределение ролей, разыгрывание сказки.
3. Подведение итогов: драматизация получилась, так как все участники не только знали сказку, но и сумели договориться о том, как ее разыграть.




Урок 6. Устная и письменная речь.
Задача: познакомить учащихся с различными формами речи, их сходством и различием.
1.Беседа, в ходе которой дети знакомятся с двумя формами речи («устную речь мы говорим и слышим, письменную — пишем и читаем»).
2.Упражнения на распознавание форм речи:
а) отгадать загадку о книге, телевизоре, радио, почтовом ящике, определить, с какой формой связан предмет, названный в отгадке («Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» — книга, письменная речь):
б) определили, какой формой речи пользовались люди в различных ситуациях (два товарища беседуют; ученик записывает предложение на доске; мама читает письмо; учитель объясняет уроки);
в) назвать предметы, связанные с разными формами речи (телефон, микрофон, ручка, карандаш, пишущая машинка).
3. Самостоятельная работа: рассказать о правилах какой-либо коллективной детской игры.

Урок 7. Составление устного рассказа.
Задача: учить детей составлять устный рассказ по образцуу с опорой на картинку.
1.Беседа о рыбной ловле («Кто из вас любит ловить рыбу? Что нужно для рыбной ловли? О чем может думать рыболов?»).
2.Рассматривание юмористической сюжетной картинки (река, на берегу сидит рыболов с удочкой, на воде поплавок, сквозь воду видно, как к крючку с червяком подплывает рыбка).
3.Образец устного рассказа на тему «О чем думает рыболов?» (дается учителем):
«Ловись, рыбка, большая и малая! Мне — на уху, коту Ваське — полакомиться. Самую лучшую отнесу деду Даниле на пасеку. Поймаю и леща, и красноперку, и плотвичку.
А может, и щука попадется?! Пройду по деревне — пусть все увидят, какой я рыболов».
4.Самостоятельное составление учащимися рассказа на тему «О чем думает... рыбка?».
5.Анализ детских рассказов по вопросам:
интересный ли получился рассказ? Как говорил рассказчик — весело или грустно? Какое было выражение лица у рассказчика? Чтение стихотворения Е. Чеповецкого «В тихой речке»:
В тиной речке у причала Я удила рыбака. Рыбка рыбцу повстречала: Дядю Петю — чудака.
Где же твой
Лопался?
Нет, ушея хитрец!
Сорвался.

Здравствуй!
Здравствуй!
Как деза?
На рыбалке я была.

Урок 8. Окраска (тембр) голоса.
Задача: дать детям представление о тембре.
1.Понятие об окраске голоса: игра «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя — узнай!».
2.Игра «День — ночь»: дети кладут головы на парты и закрывают глаза, По указанию учителя один из учеников читает 1 —2 строчки из стихотворения. По команде «Ночь» все «просыпаются», открывают глаза и называют имя того, кто читал. Задание повторяется несколько раз.
Прослушивание отрывков (диалогов) из сказок «Три медведя», "Колобок»(по выбору учителя) и распознавание героев по тембру
голоса (медведь, лиса к т. д.).

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 1818

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Анна Павловна говорит:
— Ну, я тебя слушаю, Звездочкин,
Я говорю:
— Я вас тоже слушаю. Анна Павловны! Ох, и хорошо слышно!
Анна Павловна спрашивает:
— Ты что-нибудь хочешь спросить у меня? Так ты спрашивай. Не стесняйся.
Я кричу:
- Я ничего не хочу спросить! Я с Вовкой!
Значит, Вова хочет спросить что-нибудь?
Не! Вовке нечего спрашивать. Он просто так стоит!
Тут я опять растерялся. И Вовку шепотом спрашиваю: ,
— Мы зачем звоним?
А он пожимает плечами. И молчит. А я на Вовку смотрю и не знаю, что мне отвечать. Нельзя же мне говорить такое, что мы просто так звоним. И Анна Павловна тоже молчит и ждет, что я отвечу. Вот ведь попал в положение!
Вовке-то ничего, он стоит себе, а мне отвечать нужно! Я взял и дал Вовке трубку. Он тоже растерялся и на меня смотрит. Только рот раскрыл. И ни слова. Потом протягивает мне трубку, а из трубки гудки гудят.
Я на него набросился:
— Это ты,— говорю,— виноват! Нужно сразу было ответить, а ты молчал!
А он только руками развел...
3. Подведение итогов.

Урок 18. Культура общения.
Задача: ввести в словарь учащихся новые этикетные формулы обращения с просьбой.
1. Постановка цели урока.
— Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой, например, просите папу починить велосипед и т. п.?
а) Анализ речевой ситуации, описанной И. Кашежевой.
Через день мой день рожденья,
У меня есть предложенье;
Твержу дяде Коле,
Прошу дядю Рому,
Подружек пи школе,
По классу второму,
Шепчу тёте Риге,
Позвав её в угол
Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.
Подарите мне тигрёнка полосатого,
Удивлённого, смышлёного, усатого!
В школу нас бы провожал он
И с работы бы встречал он,
Встречал дядю Колю,
Встречал дядю Рому,
Подружек по школе,
По классу второму,
Встречать успевал бы
И маму, и папу
И мне подавал бы по-дружески лапу.
Подарите мне тигренка полосатого…
— О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?
В этот день каждый мечтает получить в подарок что-то очень хорошее, интересное.
Но подумайте, пожалуйста, вежливо ли просить приглашенных на твой праздник приносить определенный подарок (машинку, куклу и т. д.). Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом?
б) Вежливых слов, которые люди употребляют , обращаясь с просьбой, -много, и сегодня мы познакомимся еще с некоторыми из них.
— С какими вежливыми словами вы встретились в стихотворении Л. Татьяничевой?
Сколько просьб начинается с «будьте добры!»
«Скажите, который час?»
«Прочтите,— глаза у меня стары...»
«Придите, беда у нас!»
Будьте добры,
Очень прошу!
2. Разыгрывание речевых ситуаций.
а) Как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый номер журнала «Трамвай»?
б) Школьный буфет. Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом.
в) Обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города. И т. п.
3. Рассказы детей о тех случаях, когда и как они пользовались вежливыми словами при обращении с просьбой.

Урок 19. Культура общения.
Задача: закрепить умения употреблять различные формулы словесной вежливости в зависимости от ситуации общения.
1. Анализ текстов, в которых приводятся примеры употребления вежливых слов в процессе общения.
а) Послушайте стихотворение А. Барто.
Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут..- а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово.'»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свидания»
Не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощание: «Ну, я пошёл... Пока! Всего!»
— Какие слова приветствия и прощания вы употребляете? Кого можно приветствовать словом «Здорово!» («Привет!»)? Кому вы можете сказать при прощании «Пока!»?
б) Послушайте стихотворение Ю. Мориц.
С кем разговаривает этот смешной и милый ежик? Как он обращается к елкам, птицам?

Ёжик резиновый.
По роще калиновой,
До роще осиновой,
На именины к щенку
В шляпе малиновой
Шел ёжик резиновый
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика Зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош.
Божьей коровке.
Цветочной головке
Ласково кланялся ёж.
Здравствуйте, ёлки!
На что вам иголки?
Разве мы — волки вокруг?
Как вам не стыдно?
Это обидно.
Когда ощетинился друг.
Милая птица,
Извольте спуститься —
Вы потеряли перо.
На красной аллее.
Где клены алеют.
Ждёт вас находка в бюро.
Небо лучистое.
Облако чистое,
На именины к щенку
Ёжик резиновый
Шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.
Много дорожек
Прошёл этот ёжик.
А что подарил он дружку? Об этом он Ване
Насвистывал в ванне
Дырочкой в правом боку!
в) Чтение и анализ отрывков из книги Л. П. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости».
2.Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов.
3.Подведение итогов.
— Вы показали себя воспитанными детьми. Знаете, в каких случаях и как надо употреблять вежливые слова? Послушайте стихотворение Г. Остера и скажите, серьезный или шуточный совет дает вам поэт. А может быть, вы напишете стихотворение и в нем дадите серьезный совет вашим друзьям? Попробуйте!
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай
И тогда никто не скажет,
Про тебя, что ты болтун.

Урок 20. Тексты бывают разными.
Задача: познакомить учащихся с тремя типами текста — повествованием, описанием, рассуждением.
1. Постановка задачи.
— Сегодня мы познакомимся с тремя типами текстов, научимся их различать. Посмотрите на доску и прочитайте начальную часть трех текстов.
1) Вчера я был в цирке и видел тигров.
Чего они только не выделывали!
Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
(Вторая половина текста закрыта.)
2) Вчера я был в цирке и видел тигров.
Какие они красивые и сильные!
Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3) Вчера я был в цирке и видел тигров.
Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?
Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится?
А вы как думаете?
2. Анализ начальной части текстов.
Какое предложение есть во всех трех текстах?
А по какому предложению мы можем догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов?
3. Анализ текстов разного типа.
— Проверим наши предложения, прочитаем все три текста.
После чтения делается вывод о том, что в первом тексте — повествовании — рассказывается о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло?; во втором тексте — описании — рисуется внешний вид тигров, к нему можно поставить общий вопрос какой? (какие?); в третьем тексте — рассуждении — объясняются причины явления, к нему можно поставить общий вопрос почему произошло?
В соответствии с типом текста подбирается название.
4.Самостоятельная работа по определению типов текста (текст подбирает учитель).
5.Обобщение.

Урок 21. Самое беспокойное на свете слово.
Задача: вызвать интерес к вопросам с «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов; показать простейшее рассуждение, состоящее из двух основных частей.
1. Вступительная беседа.
— Вы знаете, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное? Оно, как сказал сказочник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается во все, что мы с вами видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, и не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов». Кто догадался, о каком слове идет речь?
Правильно, это слово «почему»! Когда-то, давным-давно, это слово жило в словаре, а потом ему стало скучно сидеть без всякого дела, и оно удрало из словаря и пошло гулять по белому свету. А к вам оно заглядывало?
Дети называют вопросы, начинающиеся с «почему». Целесообразно заранее, за 1—2 недели, повесить в классе ящик для вопросов, на которые учащиеся хотели бы получить ответы. Учитель отбирает наиболее интересные вопросы с «почему», готовится сам или с группой учащихся к ответам на них.
В дальнейшем можно организовать постоянно действующий клуб «Почемучка».
— А знаете ли вы, с каким словом дружит Почему? В своих странствиях Почему встретило другое слово — Потому, и стали они вести бесконечные удивительные разговоры. Давайте послушаем один из них.
Видят однажды Почему и Потому: катится бревно.
Почему оно катится? — спросило Почему.
Потому что оно круглое,— ответило Потому.
А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? — спросило Почему.
Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.
Почему она летит? — спросило Почему.
Потому что у нее крылья есть,— ответило Потому.
А почему бы нам не сделать крылья? — спросило Почему.
Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.
Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть Почему и Потому. (По Н. Рыбакову.)
— На наших уроках мы тоже научимся удивляться новым вопросам Почему, а отвечать нам на них поможет Потому. Будем дружить с этими словами и будем учиться отвечать на самые простые вопросы, которые нам задает Почему.
2. Составление простейшего рассуждения.
— Почему задает нам первый вопрос: почему героев книжки Н. Носова про Незнайку и его друзей называли коротышками?
Дайте полный ответ так, чтобы использовать слово потому.
— Если дать полный ответ, у нас получится небольшое рассуждение:
I
Коротышками жителей Цветочного города
II
называли потому, что они были очень маленькими.
(Текст написан на доске.)
— Прочитайте 1-ю часть — это то, что объясняется, прочитайте 2-ю часть — это само объяснение.
3. Работа со схемой.

Слова-ммостик «потому что»
— Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:
4. Упражнения по составлению рассуждений.
— Объясним еще одно «почему». Почему Незнайку назвали — Незнайка? Не забудьте начать свой ответ с первой части
рассуждения: Незнайку так называли..., далее используйте слова, мостик «потому что».
Почему город коротышек назывался Цветочный?
Послушайте стихотворение Г. Глушкова
«Цветы». Объясните, почему ребята не хотят играть с Сережкой.
Шел Серёжка по траве.
Бил цветы по голове,
Бил панамкой.
Бил ладошкой.
Не хотим играть с Серёжкой!
5. Обобщение.







Урок 22. Обманчивое Потому.
Задача: показать учащимся, что объяснение должно быть верным, правдивым.
1. Анализ объяснения в рассуждении.
— Продолжим наше знакомство с Почему и Потому. Любопытное Почему прочитало сказку «Снегурочка» и задало вопрос: почему Снегурочка не хотела идти в лес с подругами?
А хитрое Потому дало сразу два объяснения:
а) потому что она не любила собирать грибы и ягоды;
б) потому что настало лето, пригревало солнышко, а Снегурочка была сделана из снега и боялась растаять.
(Оба объяснения написаны на доске.)
— Вот так нас озадачило Почему. Какое же объяснение верно? Почему?
Оказывается, не каждое объяснение подходит. Надо хорошо подумать, вспомнить все факты, события — и уже тогда пытаться объяснять.
2. Тренировочные упражнения.
Неугомонное Почему любит заглядывать в лес, поле — там множество удивительных вещей! В поле познакомилось
Почему с белой нежной бабочкой и спросило, как ее зовут. «Капустница»,— ответила бабочка. Задумалось Почему: почему бабочку так назвали? Кто правильно объяснит:
может быть, бабочку так назвали потому, что она похожа на капусту, а может, Потому, что ее гусеницы живут на капусте?
У Корнея Ивановича Чуковского есть сказка «Приключения белой мышки». Очень тяжело жилось мышке, не похожей по цвету на остальных. Опасности подстерегали ее на каждом шагу. Но вот однажды мышка выбежала на, улицу и увидела, что вся улица белая: выпал снег. Как, обрадовалась белая мышка!
Подумайте, почему обрадовалась мышка. Может, она любила зиму? Или еще по какой-то причине?
3. Обобщение.












Урок 23. Описание.
Задача: вызвать интерес детей к высказываниям, отвечающим на вопрос какой?; показать, что отбор признаков, предмета зависит от основной мысли.
1. Постановка цели.
а) Беседа. В процессе беседы учитель
знакомит детей с удивительным вопросом, ответ на который помогает как бы увидеть даже то, чего раньше; нельзя было увидеть, например: вы видали когда-нибудь выхухоля? Нет? Конечно, интересно узнать, какой он. Вот какой:
У этого зверька толстое тело, короткие лапки, большая голова с маленькими глазками и смешным хоботком, который всё время шевелится. Мех выхухоля очень красивый, блестящий, коричневого цвета.
— Отвечая на вопрос какой?, мы создаем высказывание, которое называется описанием.
б) Игра «Угадайка». Учитель предлагает детям описания животных, птиц, растений.
Ученики должны назвать описанный предмет.
2. Анализ текста типа описания.
На засохшем дереве пристроился дятел.
Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке ярко-красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.
Весь пёстрый... (По Г. Скребицкому.)
— Можете ли вы по данному описанию найти на таблице именно этого дятла? (Учитель заранее вывешивает плакат или таблицу с разными видами дятлов.) Как вы думаете, о чем самом главном нам хотел сказать автор? Из скольких частей состоит текст?
Прочитайте часть, в которой выражена основная мысль. (2-я часть.) Какие признаки убеждают в том, что дятел — нарядная птица? (Автор выбрал только один признак — окраску, и сразу мы смогли отличить пестрого дятла от его сородичей.)
— Как же окрашен пестрый дятел? Почему в тексте ничего не сказано о величине (птицы, о ее клюве и т. д.?
Вывод: для описания отбираются только те признаки, которые помогают раскрыть основную мысль текста.
— Подберите заглавие к описанию так, чтобы оно отражало основную мысль.
3. Определение основной мысли описания, правильности отбора признаков для ее раскрытия.
Многие считают жабу некрасивой. А мне она очень понравилась. Особенно, её глаза — золотистые и все в пятнышках. Большой беззубый рот придает ей какое-то очень доброе выражение. Но как, неприятна ее бородавчатая кожа!
Мне кажется, что жаба очень симпатична.
4. Обобщение.

Урок 24. Выделить, отличить, найти.
Задача: показать учащимся, как важно для описания правильно отбирать признаки.
1. Анализ речевых ситуаций.
а) В газете поместили объявление:
Пропала собака очень хорошая и красивая. Просим звонить — 581-12-17.
— Как вы думаете, сможет ли хозяин по такому объявлению найти своего пропавшего друга? О каких признаках обязательно должно быть сообщено? (Порода, особенности, окраса.)
(Учитель предлагает исправить объявление. Перед глазами детей должно быть изображение собаки, которую предстоит описать.)
б) Знаете ли вы грибы? Вот и Петя утверждает, что очень хорошо, в них разбирается. Он так и говорит: «Я точно знаю, какие грибы можно собирать. Встретилось поваленное дерево, а на нем грибы на тонких ножках — бери в корзинку) Это опята».
— Можете ли вы найти на таблице «Съедобные и несъедобные грибы» те, которые описал Петя? О каких признаках опенка обязательно надо было сказать?
Попробуйте описать опенок.
2. Самостоятельная работа.
а) Учитель предлагает ученику выбрать на таблице «Синицы» («Грибы», «Цветы» и т. д.) одну из птиц и описать ее так, чтобы остальные ученики смогли найти именно эту синицу на таблице и назвать ее.
б) У твоего друга есть волнистый попугайчик. Тебе тоже хочется иметь такого же.
Как дома ты расскажешь маме о том, какой попугайчик тебе нравится, чтобы она не ошиблась при покупке?
3. Обобщающая беседа.










Урок 25. Сравнение.
Задача: раскрыть суть операции сравнения.
1. Постановка цели.
— Знаете ли вы, что все в мире познается через сравнение? Что же такое сравнение?
Для того чтобы правильно сравнивать, надо быть внимательным и наблюдательным.
Кто больше увидит различий (сходства) в рисунках? (Одинаковые рисунки птиц, зверей и т. д., но с некоторыми отсутствующими или, наоборот, присутствующими деталями. Такие рисунки часто встречаются в детских журналах.)
2. Речевые задачи.
а) 8 зоопарке малыши живут на площадке молодняка. Помогите им найти своих родителей. Сравните взрослое животное с его потомством. В ответе используйте слова:
напоминает, одинаковые, такой же, похожи, сходные.
(Для проведения сравнения необходимо зрительное восприятие предметов.)
б) «Как-то так получилось, что долгое время я путала галок с грачами. Но мама однажды сказала:
Что ты, Верочка! Хотя они и похожи друг на друга и дружны между собой, но это разные птицы». (В. Инбер.)
Внимательно рассмотрите изображения грача и галки, помогите Верочке, научите ее различать этих птиц. В ответе используйте слова: различаются, отличаются, разные, непохожи.
3. Обобщение. Сравнить два предмета — это значит определить, чем они похожи и чем различаются.

Урок 26. Правило сравнения.
Задача: познакомить детей с основным правилом сравнения.
1. Постановка задачи.
— Нас окружает очень много разных растений, и часто с детьми происходит вот что:
Я у мальчиков спросила:
— Это что за деревце?
— Говорят они: — Осина.
— Только мне не верится...
Даже ёлки мы вначале
от сосны не отличали:
раз торчат иголочки,
значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
мы получше поглядели,
оказалось, что она
не такая, как сосна.
(А. Барто.)

— Рассмотрите ветки ели и сосны. Чем они похожи, чем различаются?
Вывод: сравнивать предметы можно только по одному и тому же основанию, т. е. цвет с цветом, размер с размером, форму с формой и т. д.
2. Предупреждение появления логических ошибок при сравнении.
1) Игра «Доскажи словечко».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь... (низко).
Скажу я слово «далеко»
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово *трус*.
Ответишь ты... (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай... (конец).
(Д. Чиарди.)
2) Игра «Кто внимательный. Суть игры состоит в том, чтобы заметить логическую ошибку и исправить ее.
Страус большой, а воробей маленький. Лист тополя зелёный, а лист берёзы маленький. Апельсин оранжевый, а мандарин круглый. И т. д.
3. Самостоятельная работа.
Сравните полевую и аптечную ромашки (воробья и синицу, осу и пчелу) по одним и тем же признакам, например по величине, окраске и т. д.
4. Подведение итогов.

Урок 27. Сравнительное описание.
Задача: познакомить учащихся с особенностями построения сравнительного описания.
1. Постановка цели.
— Анализ текста сравнительного описания.
Синички бывают разными. И все они отличаются друг от друга оперением и называются по-разному.
У большой синицы головка и горлышко чёрные, грудка ярко-желтая с чёрной полоской, спинка зеленоватая. А у синицы-лазоревки голубая головка, грудка с желтизной, спинка зеленовато-коричневая.
Вот какие они разноцветные и красивые!
— По какому признаку сравниваются синицы? (По окраске.) Это признак сходства или различия птиц? Почему в тексте ничего
не говорится о том, чем они похожи? Найдите основную мысль. В какой части текста она сформулирована? (В 1-й части.) О чем говорится во 2-й части? При помощи какого короткого слова мы определяем, что о птичках не только говорится, но и они сравниваются? (Слова А.) Чем заканчивается
текст? Озаглавьте текст.
Вывод: текст, в котором сравниваются и описываются два предмета, называется сравнительным описанием; в 1-й части обычно формулируется основная мысль, во 2-ой части, сравниваются и описываются предметы по признакам, необходимым для раскрытия основной мысли, в 3-й части делается вывод, подтверждающий основную мысль.
2. Игра «Типография». (Дети собирают рассыпавшийся текст.)
Теперь я их не перепутаю. Внешне желчный гриб очень похож на белый. Но внимательно присмотрись и увидишь различая,
- У белого гриба обратная сторона, шляпка белая или зеленоватая, а у желчного она розовая или грязно-розовая. На изломе - мякоть желчного гриба розовеет, а у белого остается белой.
3. Упражнения в составлении сравнительного описания. По данному началу определите, какие признаки следует отбирать для сравнительного описания (сходства или различия).
а) В лесу часто встречаются кустики голубики и черники. Как они похожи. Где черника, где голубика?
б) Заяц и мышь не похожи друг на друга, а носят одинаковое название — грызуны. Что у них общего?
4. Самостоятельная работа.
Составить сравнительное описание ласточек (городской и деревенской), бабочек (лимонницы и капустницы).

Урок 28. Невыдуманный рассказ.
Задача: сформировать у детей представление о рассказе как тексте, в котором говорится о случае, действительно происшедшем, с рассказчиком.
1. Постановка цели.
— В жизни с вами приключались разные историй: смешные и грустные, забавные и страшные. И, конечно, вам хотелось поделиться с кем-либо тем, что произошло. Такие истории называются невыдуманными рассказами.

2. Чтение и анализ невыдуманного рассказа Л. Толстого.
— О каком случае рассказывает Л. Толстой? Подумайте, как можно озаглавить этот текст:
Когда я был маленьким, меня послали в лес за грибами. Я дошел до леса, набрал грабов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошёл дождь, и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния. Над моей головой у меня затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал, и лежал до тех, пор, пока перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, и играло солнышко. Большой дуб сломался, и, из пня шёл дым. Вокруг лежали щепки от дуба. Платье на мне было всё мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно. Я нашёл шапку; взял грибы и побежал домой.
— Послушайте рассказ еще раз и докажите, что этот случай действительно произошел с мальчиком и что он его не придумал.
3. Послушайте два текста и определите, какой из них отрывок из сказки, а какой — невыдуманный рассказ.
Тексты учитель выбирает по своему усмотрению (можно использовать сборники народных сказок).
5. Обобщение.

Урок 29. Композиция невыдуманного рассказа.
Задача: познакомить детей с тем, как можно начать, продолжить и закончить невыдуманный рассказ.
1. Постановка задачи.
— Послушайте несколько невыдуманных рассказов. (По выбору учителя.) Какой случай описан в каждом рассказе? В какой момент вы больше всего волновались (удивлялись, смеялись и т.-д.)? Чем закончился рассказ? Характерное начало таких рассказов: 1) В выходной день я гуляла по
лесу... и заблудилась'; 2) Это случилось поздней 'осенью... И т. д. Концовки часто бывают такими: 1) Такой удивительный случай я никогда не забуду; 2) И все засмеялись... И т. д.
2. По Серии рисунков восстановить последовательность событий!
Учитель может использовать серии комиксов, детские книжки-картинки.
3. Составление рассказа с опорой на рисунки.
4. Дослушайте маленькое, стихотворение Ю. Могутна.
Жил у нас проказник кот.
Много было с ним хлопот.
-А как выгнали кота,
Поселялась скукота.
- О чем эта история? Почему кот назван проказником? А у вас есть дома животные? Расскажите, как они себя ведут, как вы ухаживаете за ними. Какая история однажды произошла?




Урок 30. Пересказ.
Задача: дать понятие о пересказе.
1. Беседа
Приходилось ли вам что-то пересказывать? В каких случаях, на каких уроках? Какие тексты?
- Кто в детстве рассказывал (пересказывал) тебе сказки? Умеешь ли ты сам пересказывать? И т. д.
2. Сравнительный анализ небольшого по объему текста и его подробного пересказа. (По выбору учителя.)
3. Анализ пересказов.
Учащимся предлагается I—2 пересказа известных им текстов (небольших сказок — «Курочка-Ряба», «Репка»), в которых пропущена важная для понимания деталь или, наоборот, добавлена отсутствующая в исходном тексте подробность. Например, в пересказ «Курочки-Рябы» включается предложение типа: «В доме водились мыши. Очень надоели они деду с бабкой. Бабка даже собиралась кошку завести, да всё никак не получалось».
5. Подведение итогов.

Урок 31. Подробный пересказ.
Задача: научить подробно пересказывать небольшие тексты.
1. Анализ исходного текста.
Мы купили в зоологическом магазине маленького цыплёнка, закутали его в вату, принесли домой и назвали Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, прыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда ещё Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Растерянно оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты. (По Б. Емельянову.)
Вопросы к анализу: кто герои рассказа? О чем рассказывается в 1-й части? Какая деталь показывает, что цыпленок был очень маленький и слабый? Что произошло в квартире, куда принесли цыпленка? Что важно отметить, рассказывая о Зенте? Как повел себя Цып? Как закончилась встреча собаки и цыпленка?
2.Составление плана.
3.Подробный пересказ.
4.Самостоятельная работа по пересказу.
5.Подведение итогов.

Урок 32. Сжатый пересказ.
Задача: дать понятие о сжатом пересказе.
1. Анализ пересказа.
Стоит в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка, узнала, что в теремке никто не живёт, и стала в нём жить. Потом в теремке поселились лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, волчок-серый бочок. Дружно зажили они в теремке. Однажды шёл мимо теремка медведь. Он тоже захотел жить в теремке, да в дверь пролезть не мог. Полез он тогда на крышу, только уселся — трах! — и раздавил теремок. Звери еле выскочить успели.
Беседа: какую сказку я пересказала? Что необычного в этом пересказе? Какие подробности отсутствуют в пересказе? Интересно ли было слушать краткий пересказ сказки? Почему? Нужно ли пересказывать тексты кратко, в каких случаях?
2. Понятие о двух способах «сжатия» текста.
1) Чтение отрывка из сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок».
На птичьем дворе утки щипали, куры клевали гадкого утёнка. Утята толкали и дразнили его.
Девушка, которая давала корм птицам, отталкивала
гадкого утёнка ногой. Вот и задумал утёнок бежать,
куда глаза глядят. ,
— Каким, одним словом можно заменить выделенные слова? Подумайте, о ком на птичьем дворе можно сказать одним словом. Каким? Как в итоге можно кратко пересказать этот отрывок? Какое предложение, видимо, сохранится полностью?
Вывод: сократить текст можно путем объединения (обобщения) предметов, признаков, действий, замены нескольких слов одним.
2) Чтение отрывка из сказки «Маша и медведь».
Пошла как-то Машенька с подружками в лес, стала собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу, совсем заблудилась.
— Какие подробности можно сократить, кратко пересказывая отрывок? (Особое внимание обратить на повторы в тексте и синонимы.)
Вывод: сократить текст можно путем исключения подробностей, повторов, стараясь не исказить смысл и сохранить главное.
3.Самостоятельная работа по сокращению текста (можно предложить отрывок из сказки Ш. Перро «Золушка», в котором рассказывается о том, как волшебница готовила для
Золушки карету).
4.Подведение итогов.

Урок 33. Сжатое изложение (обобщение).
Задача: закрепить умение сокращать текст.

Урок 34. Сочинение сказки.
Задача: развивать воображение детей; учить сочинять сказки по данным функциям действующих лиц.
1. Чтение и анализ стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия».
В моей Вообразилии,
В моей Вообразили
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке.
А 'мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У - всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесникам
Или моим ровесником!..
В' моей Вообразилии,
В моей Вообразилии —
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии;
Там все мечты сбываются, А наши огорчения
Сейчас же превращаются.
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно'
Она ведь исключительно
Удобна расположена! '
Я только тот, кто начисто
Лишён воображения,—
Увы, не знает, как войти
В её расположение!..

2. Сочинение сказки по картам В. Я. Проппа.
Учитель заранее готовит двадцать игральных карт, на каждой из которых значится краткое название соответствующей функции
действующих лиц или изображен рисунок — условный или карикатурный, но точный:
1) предписание или запрет; 2) нарушение; 3) вредительство или недостача; 4) отъезд героя; 5) задача; б), встреча с дарителем;
1) "волшебные дары; 8) появление героя; 9) сверхъестественные свойства антагониста; 10) борьба; 11) победа; 12) возвращение; 13) прибытие домой; 14) ложный герой; 15) трудные испытания; 16) беда ликвидируется; 17) узнавание героя; 18) ложный
герой изобличается; 19) наказание антагониста; 20) свадьба.
Работа над придумыванием сказки может быть организована по-разному.
а) карты раздаются двадцати ученикам, и они коллективно создают сказку; .6) сочинение сказки с опорой на три наугад вытащенных из колоды карты; в) колода карт делится пополам, и дети двумя группами, соревнуясь, у кого сказка получится интереснее, выполняют работу; г) начать сочинять с конца, т. е. с карты 203 и т. д.
3. Подведение итогов.


Авторские права: Журнал "Начальная школа" 1997 год


Пожалуйста, оцените конспект - Примерное планирование уроков речевой культуры 4 класс четырехлетней начальной школы:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Типы текста."
  • Тематическое планирование по риторике для 2 класса
  • Конспект урока литературного чтения:К.Паустовский."Стальное колечко" 3 к ...
  • Планирование предмета по выбору. Детская риторика
  • Конспект урока "Типы текстов"
  • Тематическое планирование по риторике для 2 класса
  • Виды домашних заданий
  • Тема: Белорусская народная сказка «Неучтивый сын»
  • конспек урока русского языка. Изложение прослушанного текста "Котенок"
  • Конспект урока русского языка .Типы текстов: повествование, описание, рассу ...


  • 7047
    Конспект прислал: ТанНик 24 июля 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата